Пиррова победа экологов
Кажется, Оскар Уайльд говорил, что существуют две ужасные вещи: одна — когда мечты не сбываются, другая — когда мечты сбываются, причём второе — хуже. Это утверждение справедливо в отношении Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
С момента его создания (а начал он функционировать осенью 1966 года) вся прогрессивная общественность выступала за закрытие данного вредного производства. Когда же 2 октября этого года руководство предприятия объявило о приостановке работы комбината, стало очевидно, что на смену решённому экологическому вопросу пришли другие — социальные.
Напомним, кризисная экономическая ситуация на БЦБК возникла в сентябре из-за перехода на замкнутую систему водопользования. В результате комбинат прекратил выпуск белёной целлюлозы, которую экспортировал в Китай. Производство же небеленой целлюлозы, возможное при новой системе водооборота, оказалось невыгодным, поскольку данная продукция не пользуется спросом на рынке. Вслед за приостановкой деятельности комбината последовали массовые сокращения сотрудников. Для Байкальска, где БЦБК является градообразующим предприятием, подобные известия стали настоящим потрясением, ведь на комбинате работает свыше 2,3 тысячи человек, в целом в городе проживает более 17 тысяч. Ещё одним дестабилизирующим фактором стала новость о возможной приостановке работы ТЭЦ комбината, отапливающей и снабжающей горячей водой весь Байкальск. Как заявило руководство БЦБК, из-за кризиса, в котором оказалось предприятие, нет средств на содержание ТЭЦ, а это 20 млн рублей в месяц, при сильных морозах расходы могут достигать 35 млн рублей.
31 октября генеральный директор БЦБК Андрей Дрибный проинформировал администрацию Иркутской области о сокращении персонала на 1377 человек и предстоящей консервации комбината, предложив принять меры по обеспечению города теплом и трудоустройству уволенных работников.
— Комбинат на сегодняшний день находится в состоянии финансово-экономического дефолта и не может осуществлять дальнейшую производственную деятельность в условиях замкнутого водооборота. В связи с этим руководство комбината рассматривает возможность проведения мероприятий по консервации производства с 10 ноября, — заявил Андрей Дрибный.
Видимо, не надеясь на благополучный исход переговоров владельцев предприятия с руководством области, возмущённые работники БЦБК 7 ноября вышли на митинг — второй по счёту с момента приостановки работы комбината. Участники митинга наряду с прочим потребовали обеспечить выплату не менее чем двух третей средней заработной платы тем, кто вынужденно остался без работы из-за остановки предприятия. Резолюция протестующих была направлена не только собственникам предприятия, в администрацию региона, но и в правительство РФ.
Что касается начала консервации комбината, то по информации главы администрации Байкальского городского поселения Валерия Пинтаева, пока этот процесс не начался. Не последовало никакой реакции ни от областных властей, ни от федерального центра и на прошедшую акцию протеста жителей Байкальска.
— Руководство «Континенталь Менеджмента» (управ.ляющая организация ОАО БЦБК. — Ред.) настроено решительно: что предприятие должно работать, — заявил Валерий Пинтаев. — Сейчас мы ждём ответ от федерального центра, что комбинату позволят вновь перейти к выпуску белёной целлюлозы.
То, что возвращение к прежней схеме работы БЦБК видится основным вариантом решения всех проблем, отметил в одном из своих выступлений и Андрей Дрибный:
— Продукция, которая в сложившейся ситуации спасёт предприятие, — это белёная целлюлоза. Технического решения, позволяющего выпускать её без осуществления сбросов, сейчас не существует. Поэтому для продолжения производственной деятельности комбината и поддержания жизнеобеспечения города Байкальска, единственным выходом будет разрешение производства белёной целлюлозы.
Какое бы решение ни было принято, в конце концов победа будет пирровой. При возобновлении выпуска белёной целлюлозы свыше двух тысяч сотрудников БЦБК вернутся к своей работе, будут получать зарплату, и социальная стабильность в городе восстановится. Правда, при таком раскладе вновь ядовитые стоки начнут сбрасывать в Байкал. Если же БЦБК подвергнется консервации, то исчезнет угроза экологии священного озера. Зато областным властям нужно будет в кратчайшие сроки изыскать средства на финансирование ТЭЦ, а также создать несколько тысяч новых рабочих мест.