Дмитрий Таевский, БАБР.RU

© Babr24.com

ЭкологияБайкал

5978

09.12.2007, 10:51

Байкальский гамбит: джокер в рукаве

Для людей, не посвященных в тонкости банального покера, сразу поясню: джокер в рукаве означает практически стопроцентную возможность выиграть – или близкую к стопроцентной - в зависимости от того, как ляжет карта.

Карточные игры тут, однако, только "к слову". Если, конечно, не вспоминать ту карту, по которой один известный человек как-то раз почиркал фломастером.

Снова случилось что-то загадочное. 20 лет БЦБК был священной коровой, которую никто не рисковал трогать. Ни до 1991 года, когда он был собственностью государства и легко мог быть перепрофилирован на другое производство (ибо производимый предприятием картон был на дух никому не нужен уже к середине строительства комбината), ни после, когда он переходил из одних частных рук в другие. При этом все собственники комбината прямо и честно нарушали не менее прямые и честные постановления всех российских (впрочем, как и последнего советского) правительств о полном и немедленном закрытии.

Нет, наверное, смысла говорить о том, что и владельцы комбината, и руководители всех мастей и уровней на самом деле плевать хотели и на Байкал, и на проблемы экологии, и на население Байкальска, ставшего в результате разменной картой в большой игре. Одни хотели денег, другие не хотели проблем – в результате БЦБК отравлял и продолжает отравлять самое чистое озеро в мире, причем, по утверждению лимнологов, наносимый вред уже превысил барьер обратимости. На проблеме БЦБК хорошо порезвились всем известные экономисты, политики и даже писатели – с нулевым, правда, эффектом для Байкала, зато с потрясающим – для своей карьеры.

В 2007 году ситуация подошла к следующему порогу – у БЦБК закончилась очередная лицензия на использование байкальской воды. По чести сказать, владельцам комбината вообще не должны были ее давать, так как степень очистки сточных вод комбината ниже всякой критики. Правда, к приезду любой комиссии, на БЦБК срочно прекращается работа самых вредных цехов, поэтому проверка показывает сравнительно низкую загрязненность отходов производства – но в данном случае роли это не играет. Просто, обсуждая проблемы БЦБК, всегда говорят об одном его владельце – компании "Континенталь Менеджмент", владеющей 51% акция комбината, и совершенно забывают о втором совладельце – государстве. А государство, само собой, против самого себя не пойдет никогда – и потому любые лицензии для БЦБК всегда продлялись, что называется, росчерком пера.

Чтобы комбинату продлили договор на водопользование на этот раз, требовалось немного – завершить работы по созданию замкнутого водооборота. В этом вопросе имеется объективная трудность – дело в том, что БЦБК и город Байкальск до 1991 года были единым целым, а потому вся система водопользования у них тоже была единая. После того, как комбинат перешел в частные руки (а это было не вчера и даже не год назад), возникла естественная потребность в разделении и систем канализации, и систем водозабора, и всех связанных с этим структур. Само собой, затраты на эту реконструкцию должны были нести поровну завод и государство.

Правда, государство сделало мордочку тяпкой и переложило весь груз ответственности на региональные власти. Цена вопроса, в масштабах не самой бедной в масштабах страны Иркутской области, была мизерной – около 60 миллионов рублей. Однако эту небольшую сумму руководство региона никак не могло изыскать в течение почти двух лет. Людям, посвященным в проблему, известно, что деньги никто и не думал изыскивать – надо полагать, в областной администрации никто не верил, что БЦБК вообще могут закрыть или хотя бы приостановить. Ну а до экологии, как известно, всем заезжим "варягам" всегда было как до той самой лампочки.

Дело в том, что у областных властей, вместе с чудесной компанией "Континенталь Менеджмент", есть упомянутый джокер в рукаве. И джокер этот – население города Байкальска. Из 16 с небольшим тысяч жителей города около 2 тысяч – работники завода. Еще примерно 4 тысячи – члены их семей, напрямую зависящие от зарплаты кормильцев. Зарплаты на БЦБК, признаться, не самые маленькие, а потому его работников можно назвать кормильцами без тени иронии.

Эти пресловутые 2 тысячи человек – те люди, которые, в случае закрытия БЦБК остаются без работы. Единственный вариант, который в данном случае рассматривают и областные власти, и владельцы комбината – это некий "социальный взрыв", который произойдет, якобы, в городе Байкальск.

Откровенно сказать, администрация Александра Тишанина в данном случае сильно напоминает одесского биндюжника, испугавшегося собственной тени. У областных властей не заржавело угробить Бирюсинский гидролизный завод и оставить весь город Бирюсинск без работы, не дрогнула рука заморозить десятки предприятий по всей области и оставить их бывших работников без малейших шансов на выживание, несколько заводов федерального значения в самом Иркутске превращено в торговые бутики - а вот вопрос трудоустройства двух тысяч работяг вдруг стал для них неразрешимой проблемой. Простите – не верю.

Иркутск, Шелехов, Слюдянка, Братск задыхаются без квалифицированной рабочей силы, в самом Байкальске можно без проблем организовать еще десять горнолыжных курортов, и все жители будут просто процветать на их обслуживании – да мало ли, к тому же, проектов перевода БЦБК на экологически чистое производство? Причем проектов не просто на бумаге – а проверенных временем, реализованных в других регионах, работающих как часы. Конечно, при перевозе народа в другие города возникает вопрос с жильем – но это именно вопрос, а не камень преткновения. В конце концов, при наличии реальных перспектив, годик можно и в бараках покантоваться. Та же Слюдянка, кстати, легко могла бы принимать рабочих-вахтовиков, езды там – 20 минут, от силы 40, если зимой.

Однако областным властям, видимо, проще изображать страуса в известной позиции, чем напрячь извилины и прочие мышцы, и попробовать на деле, а не на словах, решить застывшую на двадцать лет проблему. К тому же проблема-то яйца выеденного не стоит – губернатор Александр Тишанин не так давно жестом фокусника достал пятьдесят миллионов рублей из некоего "фонда", как он скромно выразился – но передал их почему-то отнюдь на не решение проблемы БЦБК, а на ремонт церкви, в которой, по некоторым данным, "прописался" его личный духовник. Церковь, конечно, дело благое – однако почему бы не повторить фокус, и не достать еще такую же сумму, но уже на благо материальное?

Вернемся, однако, к началу. Вроде ничего не предвещало грозы, экологи привычно-безнадежно пинались в сторону властей, власти делали вид, что не видят проблемы, владельцы комбината надеялись, что опять пронесет – как вдруг нате вам. Сначала просто из Москвы – распоряжение о приличном штрафе и требование закрыть комбинат, а потом и непосредственно от нашего всероссийского Гудвина... э-э-э, простите, оговорился... последовала команда быстренько разобраться и доложить лично.

Надо сказать, что для птицы столь высокого полета, как наш президент, обратить внимание на проблему БЦБК – дорогого стоит. И всем сразу стало вдруг понятно, что проблема эта срочная, неотложная и горячая. Прямо как тот фломастер. Причем даже без массовых протестов "снизу" – не буду приписывать экологам лишние заслуги, по поводу БЦБК за последние 16 лет никто на площадь многотысячными толпами не выходил. Причина тут в другом. А вот в чем – следует подумать.

Ну, то, что президент высказался не до, а после выборов в Госдуму – понять еще можно. Зачем народ волновать лишний раз – на выборы нужно идти с пустой головой и чистым сердцем. А то мало ли что – вдруг да не сработает машинка по изменению голосов в нужную сторону. А вот то, что президент озаботился проблемами Байкала ни раньше, ни позже, как незадолго до выборов президента – это знак. Причем знак свыше.

Естественно, после столь дивного пассажа гаранта Конституции все причастные к вопросу забегают как ошпаренные тараканы. Да что там – уже забегали. Причем больше всего забегали в областной администрации – ибо менеджеры "Континенталь Менеджмента", простите за тавтологию, сделали красивый пас в сторону, объявив на всю страну, что с их стороны все обязательства давно выполнены, и чисто конкретные тормоза наблюдаются лишь со стороны известного "серого дома". В котором, само собой, очередная кадровая чехарда, кто-то что-то не подписал, кого-то опять уволили, и за все про все остался отвечать все тот же господин Тишанин. Которому, впрочем, как раз за это зарплату и платят.

На данный момент видится три целевых группы президентского пассажа, выражаясь шершавым языком пиара. Первая – это господин Дерипаска, благодаря которому, можно сказать, Байкал и загрязняется. И в этом случае мы сможем, видимо, увидеть очередную, бессмысленную и беспощадную, серию русского сериала про клятых олигархов. Хотя, надо сказать, путь для этого выбран какой-то, мягко говоря, очень уж через известное отверстие. Не наш это метод. Наш метод – это для начала повозить лицом об асфальт, арестовать счета, изъять документы, а уже потом разбираться. Через годик.

Вторая – это господин Тишанин, который таким образом легко может лишиться доверия президента со всеми вытекающими. Ну и втекающими, само собой – однако это уже высокая кремлевская политика, которая не является целью данной статьи. Правда, опять же не наш это метод – уж чего-чего, а грешков куда как покрупнее, если копнуть поглубже, в подвалах "серого дома" можно наверняка найти с избытком. И, главное – более понятных простому народу.

А третья – проста и банальна: возможно, президент решил круто пропиариться на горячей экологической теме. При всей нелепости версии она тоже имеет право на существование, особенно после того, как по Первому каналу показали в беседе с г-ном Вайнштоком (тьфу-тьфу, не к ночи будь помянут) сильную озабоченность гаранта именно экологическими проблемами.

Правда, пока непонятно, на кой уходящему со своего поста президенту эта экологическая репутация – но это, надо полагать, не нашего ума дела. В Кремле есть большие дяденьки с нейтрально-русскими фамилиями, которые наверняка уже придумали, к чему эту репутацию приделать и под каким соусом подать широкой публике. Все-таки потенциальный национальный лидер, а не хрен собачий, простите за мой французский...

Дмитрий Таевский, БАБР.RU

© Babr24.com

ЭкологияБайкал

5978

09.12.2007, 10:51

URL: https://babr24.news/baik/?ADE=41636

bytes: 10424 / 10211

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Дмитрий Таевский, БАБР.RU.

Другие статьи в рубрике "Экология" (Байкал)

Заповедный Байкал: итоги викторины Бабра

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Байкала – это уникальное наследие, которое сохраняет исконный облик удивительных земель, служащих местом обитания редких представителей флоры и фауны. Телеграм-канал «Бурятия. Бабр.

Есения Линней

ЭкологияНаука и технологииБурятия Байкал Иркутск

674

24.11.2024

Промышленный вылов омуля: есть ли будущее у Байкала?

Снова разговоры о промышленном вылове омуля. Чиновники заявляют, что перспективы хорошие, осталось только организовать рыбопромысловые участки. Но, честно говоря, это звучит как издевательство. Омуль, главная рыба Байкала, и так на грани выживания.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Бурятия Байкал

6859

18.11.2024

Ущерб природе Саган-Хушуна: «Заповедное Прибайкалье» продолжает игнорировать экологию

На Ольхоне разгорелся конфликт вокруг строительства подвесных мостов на мысе Саган-Хушун. Этот священный для местных жителей объект оказался в центре противостояния между защитниками природы и культурного наследия и инициаторами проекта.

Анна Моль

ЭкологияТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

16972

13.11.2024

Росатом и БЦБК: когда освоение бюджета важнее экологии

Байкальск когда-то символизировал торжество промышленного прогресса над природными ограничениями. Но сегодня он – яркий пример того, как попытка извлечь выгоду любой ценой может обернуться экологической и социальной катастрофой.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

8527

12.11.2024

Свалка на берегу Байкала: провальная рекультивация. Фоторепортаж Бабра

В Центральной экологической зоне (ЦЭЗ) Байкала, буквально в паре километрах от озера, на протяжении нескольких лет разрасталась свалка бытовых и промышленных отходов. Объем свалки оценивается в 40 тысяч кубометров, а ее площадь составляет пять гектаров.

Екатерина Вильмс

ЭкологияЭкономика и бизнесПолитикаБурятия Байкал

9967

31.10.2024

Хамбо лама против псевдоучёного: борьба за Байкал продолжается

Академик РАН Арнольд Тулохонов, известный в Бурятии как предатель интересов Байкала, завёл одну и ту же шарманку, пытаясь продавить правки в закон об озере. В своём новом интервью он вновь озвучил негативные последствия непринятия изменений в ФЗ.

Есения Линней

ЭкологияПолитикаЭкономика и бизнесБурятия Байкал

15800

25.10.2024

Год Байкала: слова или дела? Проблемы экологии

Иркутская область на слуху не только благодаря своей живописной природе, но и тому, что Байкал продолжает оставаться под угрозой экологической катастрофы.

Анна Моль

ЭкологияТуризмПолитикаИркутск Байкал

12150

24.10.2024

Саган-Хушун: как местные жители остановили угрозу для святых мест

На Ольхоне развернулась напряженная ситуация вокруг стройки подвесных мостов на мысе Саган-Хушун. Это место считается священным для местных народов, а его история обогащена тысячелетиями традиций и верований.

Анна Моль

ЭкологияКультураИркутск Байкал

19025

21.10.2024

«Мусорное пятно» Байкала: как микропластик угрожает жемчужине России

В последние годы ученые фиксируют тревожные данные о загрязнении Байкала микропластиком.

Анна Моль

ЭкологияИркутск Байкал

16493

09.10.2024

«Ольхон-2024»: международный лесовосстановительный форум на острове Байкала

В самом сердце озера Байкал, на острове Ольхон, с 17 по 22 сентября 2024 года прошел 11-й Международный лесовосстановительный форум «Ольхон-2024». Организаторами этого важного ежегодного мероприятия выступили Благотворительный фонд «Подари планете жизнь» и ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».

Анна Моль

ЭкологияОбществоИркутск Байкал

15832

08.10.2024

Байкал под натиском: как Священный мыс Саган-Хушун оказался на грани застройки

Жители Иркутской области всполошились из-за планов по освоению мыса Саган-Хушун на острове Ольхон, что на озере Байкал. Этот природный и археологический памятник имеет огромное культурное значение для коренных народов. Но теперь ему угрожает коммерческая застройка.

Анна Моль

ЭкологияОбществоИркутск Байкал

23564

07.10.2024

Окутанный тайнами: куда уходят средства «Заповедного Прибайкалья»?

Байкал и окружающие его девственные ландшафты Прибайкалья — настоящее чудо природы, охраняемое государством. Один из ключевых защитников этой хрупкой экосистемы — национальный парк «Заповедное Прибайкалье».

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесОбществоИркутск Байкал

20112

27.09.2024

Лица Сибири

Зарубин Аркадий

Абраменко Александр

Диксон Виталий

Воробьев Евгений

Альхеев Иван

Богатырев Павел

Серышев Анатолий

Аксенов Владимир

Азаренко Иван

Свидерек Кшиштоф