Алексей Козьмин: «У Иркутской агломерации появились конкуренты»
В начале декабря Фонд регионального развития Иркутской области отметит год с момента своего создания. Главной задачей этой структуры является разработка долгосрочной стратегии развития региона, а самым «раскрученным» проектом – Иркутская агломерация. Об этом наш разговор с президентом ФРР, депутатом Законодательного собрания Алексеем Козьминым.
– Уже подведены первые итоги работы Фонда регионального развития?
– В течение года мы заказали разработку нескольких стратегических документов для Приангарья, сейчас процесс их создания завершается, мы принимаем от исполнителей готовые проекты. 18–24 октября пройдет научно-практическая конференция, цель которой – экспертиза стратегии развития Иркутской области. По итогам этого мероприятия мы получим уже окончательный вариант документа, и в декабре он будет передан в администрацию региона.
– Какие проекты войдут в итоговый пакет?
– Сейчас разрабатывается четыре документа. Первый – это проект стратегии раз-вития Иркутской области, который готовит Центр стратегических разработок «Северо-Запад» (Санкт-Петербург). Упор в нем делается на пространственное развитие региона. Второй – экономическая стратегия раз-вития области, ее готовит компания «Стратеджи Партнерс», больше известная как «Стратегика». Они делают упор на отраслевой анализ и экономику. Третий – концепция Иркутской агломерации, которую разрабатывают Бюро экономического консультирования и институт «Ленгипрогор». Чет-вертый – программа миграционной и демографической политики в рамках проекта агломерации. Ее выполняет Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа.
– Каковы основные аспекты самого большого документа – стратегии развития Иркутской области.
– Центр стратегических разработок «Северо-Запад» дал нам одно видение, «Стратегика» – другое. В середине октября мы будем эти варианты обсуждать, смотреть их плюсы и минусы. Есть несколько приоритетных отраслей, это туризм, глубокая лесопереработка, освоение месторождений полезных ископаемых. Это лежит на поверхности. Но как эти отрасли развивать, в каких местах – еще предстоит решить.
Спорная отрасль – инноватика. Здесь мнения экспертов очень сильно расходятся. Так, сейчас инновационную экономику предполагают сделать главным, приоритетным направлением развития Иркутска. Это похвально, что разработчики уделяют ей столь большое внимание. Но вот эксперты «Северо-Запада» считают, и я с ними согласен, что серьезных предпосылок для создания такого сектора у нас нет. Нам необходимо выбирать конкретные отрасли, в которых мы можем быть сильными, и развивать их. Например, авиастроение, поскольку есть базовое предприятие и нет недостатка в кадрах – в Иркутске работают профильные учебные заведения.
Не нужно размазывать ресурсы тонким слоем по всем направлениям. Ну давайте сейчас заниматься нанотехнологиями. А какие у нас к этому предпосылки, какая у нас база есть, кто у нас этим занимается? Я знаю, что недавно создали кафедру в Иркутском государственном техническом университете. Да, там есть талантливые молодые специалисты. Может быть, из этого можно что-то вырастить, но процессы инновационные, они долгие. И разворачивать с нуля их очень тяжело.
– Агломерация Иркутска, Ангарска и Шелехова является самым «раскрученным» проектом Фонда…
– Тема агломерации уже нашла свое отражение в работе администраций трех городов, хотя и вызывает очень много вопросов. Мне бы хотелось, чтобы была общест-венная дискуссия по этому вопросу, но нежелательно, чтобы мы похоронили реализацию проекта в ней. Сейчас многие регионы поняли, что эта тема является одной из ключевых для страны, первые лица государства стали высказываться о городском развитии и агломерациях. Важно удержаться в авангарде этого процесса, ведь мы создавали этот проект, чтобы выйти с ним на уровень Федерации, заинтересовать Москву и получить государственную поддержку.
– Какие трудности возникают у вас в работе с чиновниками трех городов?
– Власти областного центра занимают такую позицию, что проект агломерации городу как бы и не очень интересен, Иркутск и так может развиваться. Эту позицию отстаивал бывший вице-мэр Игорь Бычков. У нас с ним была достаточно интересная и содержательная дискуссия. Я бы назвал его единственным оппонентом проекта, который аргументированно и понятно доказывал свою позицию. Он нам на самом деле очень помог, благодаря Игорю Бычкову мы исправили ряд ошибок в концепции. Таких бы людей побольше… Но городские власти продолжают заявлять, что у Иркутска есть свои программы, собственное финансирование и межмуниципальное сотрудничество ему не очень интересно.
Ангарск и Шелехов, наоборот, хотели бы развивать сотрудничество и строить свои объекты совместно с Иркутском, но у них есть другая проблема. Они боятся потерять самостоятельность. Подчеркиваю, юридическое поглощение муниципалитетов не предусматривается нашей концепцией. По моему мнению, управление единым муниципалитетом не может быть эффективным. Гораздо логичнее создавать некий координационный орган, которому делегировать ряд полномочий. Это могут быть вопросы территориального планирования и развития инфраструктуры, как делается в других агломерациях. Но в целом администрации Ангарска и Шелехова легче идут на контакт, предоставляют документы, делятся планами, нежели власти Иркутска.
– Перестановки в кабинете министров, на ваш взгляд, не отразятся на реализации проекта агломерации?
– Мне кажется, что перестановки в правительстве не настолько существенны, чтобы изменить концептуальные подходы. А агломерационное строительство и развитие городов сейчас является концептуальным подходом для России в целом. Это, например, подтвердил вице-премьер Дмитрий Медведев, заявивший на Санкт-Петербургском форуме, что тема развития городов актуальна для всей страны. Конечно, надо будет проводить дополнительную работу, рассказывать новым сотрудникам министерств о проекте, но, я думаю, существенных изменений не будет. Другое дело, что конкуренция со стороны возрастает, а федеральный ресурс, он всегда ограничен.
Сейчас у нас весь ресурс сосредоточен в Москве, так что за него надо бороться. Надо работать с министерствами, доказывать, что наши проекты более подготовлены. И в этом плане мы на сегодняшний день достаточно серьезно продвинулись по транспортной инфраструктуре. У нас есть элементы транспортного каркаса, например объезд-ная дорога. Есть предварительная проработка проекта создания платных дорог, в ближайшее время мы закажем экономическое обоснование реконструкции автодороги Ангарск – Листвянка со строительством скоростной трассы в Иркутске. В следующем году начнется проектирование нового аэропорта, деньги в федеральный бюджет-2008 на эти цели уже заложены.
– Каковы дальнейшие планы Фонда?
– Уже выделены приоритетные направления. Это проекты Иркутской агломерации, в которых должно участвовать государство в рамках частно-государственного партнерства, поскольку никто из наших предпринимателей их в одиночку поднять не сможет. Это строительство дорог, скоростной транспорт, новый аэропорт, системы водоснабжения, тепловые сети. Именно эти проекты будут дальше детально прорабатываться и, я думаю, какие-то из них уже в следующем году начнут реализовываться.
– Один из предполагаемых проектов – создание единой системы тепло- и водоснабжения Иркутска, Ангарска и Шелехова. Как согласуется муниципальная собственность водоканалов и привлечение частных инвестиций?
– Позиция Фонда – водоканалы надо приватизировать, они не должны быть муниципальными. Иначе мы заходим в тупик в вопросе привлечения инвестиций, как федеральных, так и частных. Федералы не могут напрямую финансировать муниципальные объекты, это запрещено Бюджетным кодексом РФ, а попасть в целевые программы крайне сложно. Второй момент – никогда никакой частный инвестор не станет вкладывать деньги в муниципальное имущество, потому что никакой отдачи от МУП не будет. Эти предприятия нужно выставлять на конкурсы или аукционы и привлекать крупные компании федерального уровня – операторов коммунальных систем. За муниципалитетами можно оставлять блокирующий пакет акций для обеспечения контроля над предприятиями.
– В Усолье-Сибирском активно обсуждается идея включения города в Иркутскую агломерацию. Каковы шансы такого варианта развития событий?
– Институт географии СО РАН по нашему заказу разрабатывал границы агломерации и настоятельно рекомендовал включить Усолье-Сибирское в проект. Они аргументированно настаивали. Действительно, есть маятниковая миграция из этого города в Иркутск, а особенно в Ангарск. В городе нефтехимиков практически нулевая миграция – из Ангарска в Иркутск каждый день выезжает около 20 тысяч человек на учебу и работу, и примерно столько же приезжает туда из Усолья и более дальних населенных пунктов, вплоть до Черемхово.
Но мы отказались включать Усолье в границы агломерации, потому что в данный момент уровень социально-экономического развития этого города не позволяет ему на равных войти в проект. Дело в том, что один из главных вопросов, стоящих перед проектировщиками, это стандарты качества жизни. Мы понимаем, что в Иркутске, Ангарске и Шелехове можно обеспечить одинаково высокие стандарты. А в Усолье пока, к сожалению, нет. На данном этапе в город нужно вложить слишком много средств, чтобы поднять его до уровня областного центра.
Мы решили, что Усолье-Сибирское должно быть включено во второй контур агломерации. Дело в том, что как только у нас появится скоростной транспорт, станет возможной ежедневная трудовая миграция из Усолья в другие города агломерации. Уже сейчас путь из Иркутска в Усолье занимает один час на автомобиле. Реконструировав дорожную сеть, мы уменьшим это время до 45 минут. По железной дороге время можно сократить до часа – часа двадцати.
– Последний раз проект агломерации был презентован на экономическом форуме в Сочи. Есть ли интерес к нему со стороны инвесторов?
– Агломерацию мы представляли в Сочи в рамках презентации Иркутской области. Проект действительно привлекает внимание, но если раньше интерес вызывала сама идея, то теперь стали задавать конкретные вопросы. Большую заинтересованность вызвал проект нового аэропорта и жилищное строительство. Например, корейские компании проявили интерес к площадкам в Ангарском районе, где зарезервировано достаточно много участков под строительство жилья. Сейчас мы ведем работу с крупными торговыми сетями, уже подготовлены предложения по размещению в Иркутской агломерации торгового мола мирового уровня.
Содержательный разговор состоялся у нас в Сочи с исполнительным директором американского инвестиционного фонда Vantage BRIC Fund LP, вкладывающего средства в страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай – Авт.). Его очень заинтересовал проект агломерации и особенно развитие туризма на Байкале. Мы подробно обсудили проблему перепрофилирования Байкальского ЦБК, и американец сказал, что есть возможность привлечения специализированных инвестиций на льготной основе под экологические проекты. Я думаю, мы продолжим переговоры.