Галина Солонина
Мои года

© Babr24.news

ЭкологияБайкал

5465

11.06.2007, 15:35

Государственная тайна

Все тайное рано или поздно становится явным. На нынешней неделе произошло именно такое событие: одно из самых закрытых предприятий России - Ангарский электролизный химический комбинат - впервые в своей истории открыл свои двери журналистам и общественникам-экологам.

Пока группа была небольшая - всего человек десять, потому что это первый опыт посещения такого объекта людьми, не имеющими допуска на предприятия атомной промышленности. Наш корреспондент была в составе этой делегации.

Место сбора - Информационный центр

В Информационном центре Росатома, созданном в Ангарске нынешней весной, сегодня царит некоторое напряжение. "Хозяин" центра - Федор Дрогунов - волнуется. Говорят, что этот человек, проработавший на АЭХК очень много лет (он был еще среди строителей предприятия - за два года до его официального пуска), не волнуется даже в самых сложных ситуациях. Но это - на производстве. А вот проводить "экскурсию" для такой братии, как журналисты, ему в новинку. Еще бы: раньше АЭХК был объектом, особо охранявшимся от подобной аудитории. Теперь все по-другому. "Да, чтобы развиваться, нам нужно стать открытыми", - говорит он.

Видимо, поэтому в составе делегации главный противник проекта создания в Ангарске Международного центра по обогащению урана - председатель Байкальской экологической волны Марина Рихванова. Именно она будет во время экскурсии задавать самые сложные вопросы и подвергать сомнению любое сказанное слово. Но на АЭХК считают, что ее, как и других, можно убедить в экологической состоятельности производства.

Тайны мирного атома

У крыльца Разделительного завода нас встречает его директор Леонид Чернов. Внешне этот человек - само спокойствие. Трудно представить силу, которая могла бы вывести его из равновесия. Похож на рассудительного восточного философа... Возможно, именно таким и доверяется самая большая тайна нашего мирного атома - центрифуги, в которых происходит разделение урана на изотопы. Те самые центрифуги, равных которым в мире нет и, говорят, не будет еще лет двадцать.

Леонид Григорьевич ведет нас переодеваться - белые халаты, шапочки, специальная обувь. Каждому из нас выдают персональный дозиметр радиационного излучения. В конце экскурсии мы проверим, "хватанули" или нет радиацию. И окажется, что уровень - фоновый. То есть все равно, что мы сходили бы на экскурсию в сосновый бор...

Идем в святая-святых АЭХК - зал, где расположен каскад газовых центрифуг. В помещении - прохладно, тихо, идеальная чистота. Оказывается, эти центрифуги очень небольшого размера: они поочередно соединены между собой блоками - по 10 штук по горизонтали в несколько рядов и в семь уровней - вверх. Начинка этого уникального разделительного устройства держится под секретом. Что ж, даже радует, что у нашего государства еще остались государственные тайны.

- Если какая-то центрифуга выйдет из строя, ее тут же отключают от системы. Это устройство герметично, невозможна никакая утечка. Практически все процессы происходят при низком давлении - в вакууме, что исключает попадание гексафторида урана в атмосферу, - рассказывает Леонид Чернов.

Каждая центрифуга оснащена устройством контроля. Информация поступает на пульт в центральный диспетчерский пункт.

- И часто у вас бывают внештатные ситуации? - интересуюсь я.

- Если бы они бывали, я бы здесь не работал, - улыбается Леонид Григорьевич.

Однако добавляет, что все службы, на всякий случай, готовы к внештатной ситуации.

На борту "челнока"

Следующая остановка - на участке готовой продукции. Обогащенный уран, находящийся в состоянии гексафторида урана, здесь перекачивается из заводских емкостей в тару заказчика. Система работает наподобие челнока, поэтому цех и называется - "Челнок А" (на аналогичных предприятиях также эти цеха называются "Челноками", только добавляется другая буква - в зависимости от города, в котором находится производство).

Любопытные журналисты просятся в автоклав. "Пожалуйста", - пропускают нас туда экскурсоводы. С видом спецов ощупываем стенки автоклава, громадную дверь, которая надежно задраивается перед началом "челночной операции".

Затем заходим на склад готовой продукции. Здесь в строгом порядке лежат герметичные емкости, ожидающие отправки.

- Каждый контейнер подвергается сертификации, - рассказывает Леонид Чернов. - Перед этим проходит испытания: помещается в огонь, топится в воде, сбрасывается с высоты. Контейнер должен быть абсолютно надежным. Это - требование, которое соблюдается в обязательном порядке, мы же не на кондитерской фабрике.

Безопасность и качество продукции - это главные требования на АЭХК. Леонид Григорьевич с гордостью замечает: "За все время работы у нас не было ни одной рекламации от зарубежных партнеров".

Выходим из здания. Уже не удивляемся, почему деревья вокруг - обычные, почему столько цветов и кустарников.

Тот самый обедненный гексафторид

Отправляемся на площадку хранения обедненного гексафторида урана. Это - отход производства: обогащенный уран отправляется туда, где изготавливают топливо для АЭС, а обедненный гексафторид пока остается на предприятии.

- Но как сказать, - отходы? Нет, это не отходы, это - перспективное сырье для повторного обогащения урана, - говорит помощник генерального директора АЭХК Александр Тетерин. - По мере совершенствования технологий мы берем обедненный гексафторид на дообогащение.

Эколог Марина Рихванова выражает сомнения: можно ли говорить об экологической безопасности, когда гексафторид здесь копится уже пятьдесят лет? Емкости, наверняка, уже проржавели.

- Нет, это не так, - объясняет Тетерин. - По правилам, контейнеры заменяются через определенный промежуток времени. То есть гексафториду, может, и 50 лет, а вот емкости, в которых он хранится, - намного моложе!

Александр Тетерин рассказывает, что тем не менее сейчас прорабатывается вопрос перевода гексафторида в другое состояние - тетрафторид урана. Это - также передовая технология и впервые будет применена на АЭХК. Еще существует французская метода - преобразование гексафторида в закись-окись урана, но наша будет лучше.

- Ученые провели все исследования и уже изготавливаются установки для перевода гексафторида в тетрафторид, - рассказывает Александр Тетерин, - ориентировочно, эта технология будет внедрена на АЭХК в 2011-2012 годах.

Марина Рихванова в разговоре подтвердила, что обедненный гексафторид представляет опасность не радиационную, а химическую. "Но почему тогда экологи не занимаются так же плотно нашими химпромами - Усольским, Саянским, где ситуация куда опаснее, чем здесь?" - спрашиваю я. И получаю ответ: "Вы правы, но у нас просто нет возможности контролировать все. А уж если Росатом решил создавать здесь Международный центр по обогащению урана, мы просто обязаны проследить, чтобы все было экологически безопасно".

Возвращение

После посещения комбината еще долго нахожусь под впечатлением. Но бытовые вопросы постепенно выплывают на первый план. Нужно же в магазин, за продуктами. Рассматривая пакетики йогурта, невольно ловлю себя на мысли: они не герметичные! Технология нарушена? Как такое могло произойти? Представила, как это должно шокировать сотрудников АЭХК, привыкших к порядку и скрупулезному соблюдению технологий. Хотя, наверное, они привыкли быстро перестраиваться с рабочего на бытовой лад. И смотрят на нас, должно быть, с улыбкой восточного философа: не все же бьются за совершенство!

PS. 15 июня в Иркутск для посещения АЭХК прибывает глава Росатома Сергей Кириенко. С ним приедет группа депутатов ГД и сенаторов.

Галина Солонина
Мои года

© Babr24.news

ЭкологияБайкал

5465

11.06.2007, 15:35

URL: https://babr24.news/baik/?ADE=38368

Bytes: 7496 / 7461

Версия для печати

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Экология" (Байкал)

Байкальские грибы против пластика: смогут ли они очистить озеро?

В 2024 году в Байкальском музее СО РАН в Листвянке открыли новую молекулярную лабораторию. Исследователи хотят выяснить, могут ли простейшие грибы, живущие в Байкале, перерабатывать микропластик, который в огромных количествах попадает в воду. Автор: Екатерина Долинская Фото из альбома "Байкал.

Анна Моль

ЭкологияНаука и технологииИркутск Байкал

5570

12.02.2025

БЦБК и «Росатом»: Очистка надшламовых вод – пыль в глаза?

Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат – одна из самых известных экологических проблем России. Предприятие, проработавшее почти полвека, оставило после себя миллионы тонн токсичных отходов, угрожающих уникальной экосистеме Байкала.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

10820

07.02.2025

Микропластик, который незаметно убивает

Пластик стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы настолько привыкли к его присутствию, что перестали замечать, как он окружает нас буквально повсюду.

Лера Крышкина

ЭкологияЗдоровьеРоссия Байкал

5978

06.02.2025

Тайны байкальских глубин: ученые открыли новый вид водорослей, который меняет представления об экосистеме озера

Глубины Байкала снова удивили ученых. Исследователи Байкальского музея РАН объявили об открытии ранее неизвестного вида водорослей, который может пролить свет на историю уникальной флоры озера.

Анна Моль

ЭкологияНаука и технологииИркутск Байкал

15837

30.01.2025

Байкал на грани: почему рекомендации ученых остаются без внимания?

В 2024 году Научный совет Сибирского отделения Российской академии наук по проблемам Байкала продолжил свою работу, пытаясь найти баланс между сохранением уникальной экосистемы и растущим антропогенным давлением.

Анна Моль

ЭкологияИркутск Байкал Бурятия

9980

29.01.2025

Нерпы в опасности: почему Байкал не замерзает?

Зима 2024–2025 года на Байкале стала примером того, как глобальное потепление влияет на климатические процессы даже в самых удалённых уголках планеты. В этом сезоне аномально высокая температура затруднила процесс образования льда на озере, что вызвало тревогу у местных жителей, учёных и экологов.

Анна Моль

ЭкологияГеоБратья меньшиеИркутск Байкал

26424

15.01.2025

От горных вершин до байкальских глубин: итоги викторины Бабра

Водосборный бассейн Байкала – это обширная территория, которая охватывает около 600 тысяч квадратных километров и включает множество притоков, рек и ручьёв. Телеграм-канал «Бурятия. Бабр. Дальше некуда» предложил своим читателей угадать официально признанное число притоков Байкала.

Есения Линней

ЭкологияНаука и технологииБурятия Байкал Иркутск

13260

14.01.2025

Зачем на дне Байкала появился рыцарь и что об этом думают?

В Листвянке под водой на глубине семи метров появился новый арт-объект — металлический рыцарь в доспехах. Его установил дайв-центр «Аква-ЭКО». Рыцарь стоит в 40 метрах от берега, а его высота — два метра.

Анна Моль

ЭкологияОбществоИркутск Байкал

15423

13.01.2025

Инсайд. Госдоклад по Байкалу

В пятницу 20 декабря в Общественной палате впервые состоялась открытая дискуссия по подготовке предложений и замечаний к проекту Государственного доклада «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2023 году».

Николай Головин

ЭкологияЭкономика и бизнесБайкал Бурятия Иркутск

17317

26.12.2024

Селенгинский кошмар: как целлюлозный комбинат отравляет Байкал

Неисправные очистные сооружения в Бурятии, новость о которых вызвала широкий общественный резонанс, – лишь верхушка айсберга многолетних экологических проблем республики.

Есения Линней

ЭкологияЭкономика и бизнесПолитикаБурятия Байкал

18729

26.12.2024

«Ворота Байкала»: инвестиции или угрозы для экосистемы?

На фоне амбициозных заявлений о развитии туризма и экологических инициатив в Иркутской области возникает немало вопросов о реальной эффективности текущих проектов.

Анна Моль

ЭкологияТуризмИркутск Байкал

22325

12.12.2024

Байкал — федеральная территория: скрытые угрозы благородной инициативы

Всероссийское общество охраны природы предложило придать Байкалу и Прибайкалью статус федеральной территории. Эта идея, на первый взгляд, кажется благородной — защита уникальной экосистемы озера, одного из величайших природных сокровищ мира, явно требует решительных мер.

Анна Моль

ЭкологияПолитикаЭкономика и бизнесИркутск Байкал Бурятия

24762

28.11.2024

Лица Сибири

Абрамович Дмитрий

Наговицын Вячеслав Владимирович

Сумароков Илья (старший)

Булыгин Игорь

Лбов Александр

Логашов Антон

Грачев Михаил

Говорушкина Наталия

Бутюгов Андрей

Григорьева Марина