Ходорковский будоражит Читу и Домодедово
В четверг районный суд Читы оставил в СИЗО бывшего главу МЕНАТЕПа Платона Лебедева. Днем ранее до конца марта в читинском СИЗО оставлен Михаил Хорковский. Новый процесс по делу ЮКОСа сопровождается скандалами: адвокаты жалуются на давление, а власти города сорвали пикет в поддержку заключенных, задержана правозащитница.
В отношении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского меру пресечения суд избрал накануне. Согласно этому решению, Ходорковский останется под стражей в читинском следственном изоляторе как минимум до 30 марта. В четверг же аналогичное решение по требованию прокуратуры было принято и в отношении компаньона Ходорковского Платона Лебедева. Всего согласно закону, лица, отбывающие наказание, и этапированые в СИЗО для предъявления новых обвинений, могут содержаться в условиях изолятора не более трех месяцев. Мера пресечения избирается для того, чтобы осужденных могли содержать в СИЗО, и не было необходимости возвращать их в колонию. И Лебедеву, и Ходорковскому следователи прокуратуры еще 5 февраля предъявили новые обвинения по статьям 160 (хищение путем присвоения) и 174 (легализация (отмывание) денежных средств) Уголовного кодекса. Ходорковскому инкриминируется хищение беспрецедентной для уголовных процессов суммы – $23-25 млрд.
Накануне заседания суда по мере пресечения Лебедеву власти Читы приняли решение запретить пикет в поддержку обоих заключенных.
Как сообщила корреспонденту «Газеты.Ru» заместитель председателя общественного комитета общественной поддержки Михаила Ходорковского Марина Саватеева, члены комитета уведомили администрацию города Читы о проведении пикета еще 5 февраля. Однако из мэрии поступил ответ, в котором сообщалось, что данный пикет проводить нельзя. Причина – заявителями нарушен срок подачи уведомления. Но, как утверждает Саватеева, никаких сроков они не нарушали, так как уведомление должно быть предоставлено в течение суток, а они сделали это за три дня до мероприятия.
Правозащитники решили обойти запрет, организовав одиночный пикет, для которого не требуется и уведомление. Однако когда Саватеева в 16.00 вышла на площадь Декабристов с плакатом «Меняем Ходорковского на Зурабова», к ней подошли около 20 милиционеров и еще два неизвестных человека.
Двое неизвестных заявили, что тоже поддерживают пикетчицу. Так как пикет перестал быть одиночным, Саватееву тут же увезли в отделение милиции.
По словам представителей комитета, доказать милиционерам, что двое неизвестных не имеют отношения к Саватеевой, не удалось. В комитете их считают провокаторами. Вместе с Саватеевой в милицию поехал и отец Сергий, который в свое время отказался освятить колонию, где сидел Ходорковский. Он также находится в Чите.
Заседания суда проходят в полностью оцепленном силовыми органами центральном районе города. В связи с этим накануне читинские правозащитники обратились к мэру Читы Анатолию Михалеву и руководству местных правоохранительных органов с просьбой обратить внимание на то, что из-за милицейских оцеплений, выставляемых в связи с делом экс-главы компании ЮКОС, «дестабилизируется жизнедеятельность города» и нарушаются права местных жителей. Об этом сообщила в четверг пресс-секретарь читинского правозащитного центра Анастасия Коптеева. Она напомнила, что в оцеплении оказались школа, торговый центр, несколько магазинов, редакции нескольких местных газет и Байкальский госуниверситет.
В свою очередь, адвокаты Ходорковского и Лебедева решили пожаловаться в Генпрокуратуру на факты давления в свой адрес. Адвокат Карина Москаленко в четверг намерена направить жалобу на «неправомерные действия» в адрес защитников со стороны властей. По ее словам, в отношении адвокатов «по сути, допущена акция устрашения». Регулярно при вылете в Читу и обратно защитники осужденных задерживаются и подвергаются скрупулезному досмотру. 4 февраля в аэропорту Домодедово при прохождении регистрации на рейс на Читу адвокаты Ходорковского были задержаны в первый раз. Милиционеры отобрали у них билеты и паспорта, их самих препроводили в подвальное помещение линейного отделения милиции.
Все документы адвокатов и письма были тщательно досмотрены и сняты на видео. Аналогичные действия милиция предприняла в отношении Москаленко и на обратном пути в читинском аэропорту.
Москаленко предупредила, что адвокаты более не могут подвергать себя и свои профессиональные бумаги подобному риску и никто из них не позволит более подобного обращения с собой. В связи с этим защита требует перенести следственные действия по новому уголовному делу ЮКОСа в Москву.