Общественные слушания как фундамент гражданского общества
Итак, прецедент создан: 26 июля городская администрация провела первые общественные слушания, посвященные строительству в Иркутске всего лишь группы жилых домов. Подчеркиваю – всего лишь группы жилых домов, хотя до сих пор чиновники и строители уверяли всех и каждого, что соответствующее законодательство относится только к объектам промышленности и транспорта.
Ситуация в городе сложилась таким образом, что под застройку выделяются участки, пригодные для возведения лишь отдельных зданий, в лучшем случае – группы из трех-четырех зданий. Причем о планах застройки очередной «точки» становится известно не ранее того момента, когда строители огораживают пустырь (сквер, рощу, детскую площадку, школьный стадион…). Если граждане начинают проявлять недовольство – что случается все чаще и чаще – и задавать вопросы, то при известной настойчивости и по прошествии примерно полугода (средний результат, отклонения в обе стороны достигают трех-четырех месяцев) выясняется: участок продан несколько лет назад, проект разработан и уже давно утвержден всеми инстанциями. При совсем уж запредельной настойчивости – что тоже становится скорее правилом, чем исключением – активисты инициативных групп ухитряются попасть на прием к городским чиновникам, экспертам МЧС и ученым-сейсмологам. И нередко выясняют, что в действительности никаких разрешений никто не давал или давал при условии выполнения условий (…список прилагается).
Именно такая ситуация сложилась вокруг проекта фирмы «Базис Строй», которая хотела в 2006 году начать строительство на улице Сергеева (микрорайон Синюшина Гора). В 2001 году фирма на торгах приобрела участок, граничащий с домами 20, 21 и 22 и вскоре заказала архитектору Сергею Чумакову проект «группы многоэтажных жилых домов с объектами соцкультбыта». Никто не предупредил строителей о сложной истории этого клочка городской территории. По проекту застройки 1979 года, участок предназначался под продолжение жилищного строительства – на нем должны были встать две блок-секции стандартных панельных девятиэтажек 135 серии, большой торговый комплекс в четыре этажа и один магазин поменьше, двухэтажный. Когда уже был вырыт котлован, местные жители решительно выступили против строительства. В 1989 году горисполком принял постановление, которым многоэтажное строительство на этом участке было запрещено, а вместо жилых домов должен был появиться спортклуб для детей. Ответственность за исполнение решения была возложена на заместителя председателя горисполкома Якубовского В.В.
Прошло много лет, прежде чем на пустыре появилось хоть что-то, имеющее отношение к спорту. По просьбе местных жителей, кандидат в депутаты Законодательного собрания Владимир Матиенко построил на пустыре корт. Простояв несколько лет практически без присмотра (местному ЖЭУ явно не до благоустройства территории), корт стал первой жертвой строительных рабочих весной 2006 года. Однако местные жители, упустив из внимания момент продажи участка и начало работ, рьяно взялись за отстаивание жизненного пространства. Довольно быстро была воссоздана инициативная группа, боровшаяся против строительства многоэтажек в конце 80-х, а ее председателем была вновь избрана Людмила Кокоурова. Когда 30 мая первая встреча со строителями не дала результатов, вместо митингов и других массовых акций инициативная группа занялась сбором информации и поиском союзников. Они нашлись – жителей Синюшиной Горы поддержал городской Единый штаб протестных действий, региональное отделение движения «Зеленые 3000» и активисты «Байкальского Движения», удалось найти общий язык и с депутатом городской Думы от этого округа Татьяной Семейкиной. 21 июня при участии группы с Синюшиной Горы была создана Ассоциация инициативных групп горожан, выступающих против точечной застройки.
Рост протестной активности не остался незамеченным. В 2006 году городская администрация разработала и приняла положение о проведении общественных слушаний, а некоторые чиновники даже прошли обучение на семинаре, организованном Байкальской Экологической Волной. Первые в истории города слушания вел Иван Хомутинников, заместитель председателя Комитета по градостроительной политике. О степени готовности чиновников к мероприятию говорит заминка, возникшая в момент избрания председательствующего: сотрудники «Базис Строя» предложили кандидатуру директора фирмы Анатолия Тюлькина и чиновники готовы были с этим согласиться, но представители общественности – прошедшие обучение в неправительственных структурах и имеющие опыт участия в общественных слушаниях – объяснили, что это недопустимо. Председателем был избран господин Хомутинников, но надо отметить, что чиновники являются стороной, заинтересованной в скорейшей реализации проекта и оттого не могут считаться беспристрастными.
В ходе слушаний были сделаны два доклада – архитектор Чумаков рассказал о проекте, а директор фирмы – о предполагаемом воздействии на окружающую среду. Из первого доклада следовало, что стройка принесет жителям околотка только благо: новый корт, детскую площадку, спортивный клуб в цокольном этаже и офисные помещения на первом. Правда, архитектор упорно не мог вспомнить ни одной цифры, характеризующей размеры его детища – ни расстояние от новых домов до старых, ни ширину площадок, ни общую высоту зданий. А жаль – по расчетам архитектора, для размещения всего запланированного ширина площадки должна быть 65 метров, но по словам одного из жителей (в данном случае ему веры больше) она всего 48 шагов и каждый шаг заведомо меньше метра.
Под новыми домами и площадкой должен быть построен подземный гараж на 84 машины, все дороги и внутридворовые проезды будут перепланированы. По докладу господина Тюлькина получалось, что анализ воздействия на окружающую среду проведен самой фирмой «Базис Строй» (на что у нее имеется соответствующая лицензия) и никакого воздействия на грунты, воздух и подземные воды новые дома не окажут. Позицию докладчика поддержал представитель Российского Экологического Союза Юрий Удодов. Ознакомившись с проектом, он пришел к выводу, что в нем выполнены все требования законодательства и нормативных документов по инсоляции, рассеиванию выхлопных газов и так далее. Впрочем, было бы странно, если бы господин Удодов выступил с замечаниями – в свое время он не возражал даже против строительства нефтепровода ВС-ТО по берегу Байкала при выполнении требований законов.
Зато жители микрорайона пришли на слушания не просто с эмоциями, а с письменными замечаниями. Прежде всего инициативная группа настаивает - было нарушено право граждан на доступ к информации: объявление о проведении слушаний было опубликовано, но по указанным в нем адресам общественные приемные «Базис Строя» не работали, о документах ОВОС ничего не знали. Одного этого было бы достаточно, чтобы объявить слушания недействительными и требовать проведения новых, но общественники пошли иным, более конструктивным путем. Они пытались выяснить: были ли рассмотрены альтернативные варианты использования территории? Сначала строители вообще не могли понять, о чем идет речь, а потом пояснили: архитектор работал по конкретному заказу, «Базис Строй» выиграл участок и сохранял его за собой лишь при условии строительства именно группы жилых домов. Так выяснилось, что предусмотреть альтернативные варианты могла только городская администрация, но там совсем забыли о постановлении 1989 года.
На доводы о безопасности у местных жителей есть самый неоспоримый довод: жизненный опыт. Да, эксперты говорят о соответствии проекта требованиям сейсмоустойчивости. Но жители дома 22 помнят, что одна из блок-секций была построена до 9 этажа, потом разобрана до фундамента и построена вновь после того, как фундамент был значительно усилен. Ниже объездной дороги находится болото, в которое впадают ручьи, текущие как раз из-под домов, а в соседнем гаражном кооперативе проваливались под землю целые гаражи. Строители заверили, что это – утечки из канализации, но даже в этом случае надо сначала выяснить, куда уходят тонны гравия, подсыпаемого ежегодно в провалы, и лишь затем строить 12-ти и 9-этажные здания.
Совсем плохо обстоят дела с воздухом: прямо под окнами уже существующих (и двух запроектированных) домов находится участок федеральной трассы М-53, по которому днем и ночью идут тяжелые грузовики. За домами – объездная дорога, в часы пик нагруженная не меньше трассы. Через дорогу – АЗС, за болотом – железная дорога и промышленная зона, невдалеке – Ново-Иркутская ТЭЦ и асфальто-бетонный завод. Точных данных о качестве воздуха не имеется – городской отдел охраны природы не проводил такие исследования, но местные жители и их дети страдают от бронхитов и астмы. А объездную дорогу на Шелехов обещают построить только к 2009 году. Жилой дом по количеству выбросов не сравнится с котельной, но подземная стоянка, у которой вентиляция выведена на крышу (то есть выхлопные газы будут плавно опускаться сверху вниз, захватывая своим действием все этажи) – вполне может. Добавим к машинам жильцов машины работников офисов – результат от этого лучше не станет. В случае, если новые дома окажутся на пути воздушных потоков, выхлопные газы будут застаиваться во дворах.
Новые дома (более 160 квартир) значительно увеличат нагрузку на социальную инфраструктуру района. Уже сейчас здесь не хватает детских садов, школ, району ощутимо не хватает общественного транспорта – достаточно побывать в районе утром, когда жители разъезжаются на работу или учебу. Члены инициативной группы провели опрос общественного мнения и 90 процентов участников (более 250 человек) высказались против строительства. Даже при полном согласии городской администрации и строителей, игнорировать это мнение, поддержанное позицией местного депутата, общественных организаций и политических партий, невозможно. Слушания завершились, но проект нельзя считать одобренным и принятым – он требует многих доработок еще до отправки на государственную экологическую экспертизу. Строителей и горожан можно поздравить – они сумели сохранить достаточно спокойную и деловую атмосферу встречи, дающую надежду на то, что в будущем будет выработано решение, которое устроит обе стороны.