Проклятье иркутского аэропорта
Катастрофа аэробуса в Иркутске привлекла всеобщее внимание к тому факту, что чаще всего авиационные катастрофы в России почему-то случаются именно в этом городе или его окрустностях.
Сложно сейчас привести подробную статистику соотношения авиакатастроф в Иркутской области и в других регионах России, но можно с уверенностью утверждать – мы имеем рядом с Байкалом свой «Бермудский треугольник» для воздушных судов.
Многие крупные аэропорты в больших городах не могут «похвастать» ни одной авиакатастрофой за последние 15 лет, а в Иркутск – уже пятая.
Вот список катастроф за 15 лет в Иркутске:
3 января 1994 года вскоре после взлета у пассажирского самолета Ту-154, выполнявшего рейс 130 «Иркутск-Москва», произошли сбои в работе двигателя. Через 12 минут после взлета борт номер 85656 рухнул на окраине местного села Мамоны, протаранив на земле две животноводческие фермы. Пассажиры, члены экипажа, а также работники фермы, погибли. Всего жертвами катастрофы стали 125 человек.
6 декабря 1997 года в результате отказа всех четырёх двигателей на жилой квартал Иркутска-2 рухнул грузовой АН-124 «Руслан» с двумя военными истребителями на борту. Погибло 76 человек.
26 июля 1999 года в Иркутском аэропорту потерпел катастрофу грузовой самолет ИЛ-76 авиакомпании «Эльф-Эйр». Самолет выполнял чартерный рейс из Китая в Москву. Не набрав необходимую высоту, машина весом 170 тонн снесла радиомаяк, прожекторы, будку метеорологической службы аэропорта, и, пробороздив по земле около 500 метров, остановилась. Самолет на земле развернуло под углом 90 градусов к направлению взлета. Экипаж удалось спасти. Судно сгорело. Причина катастрофы – перегрузка.
В июле 2001 пассажирский самолет ТУ-154 авиакомпании «Владивосток-Авиа» упал в пригороде Иркутска. Лайнер выполнял рейс Екатерибург-Иркутск-Владивосток. По заключению правительственной комиссии к трагедии привела ошибка экипажа. В результате, погибли 145 человек.
Мало того.
Частые авиакатастрофы в Иркутской области – это не достижение «перестройки». Регулярно, примерно раз в пять лет, там бились самолеты и при советской власти.
И не только бились. Именно из Иркутска в 1988 году был угнан самолет семьей музыкантов Овечкиных. История про «последний концерт» семейного ансамбля «Семь Симеонов» получила свое воплощение в кинематографе в картине «Мама». При штурме самолета была взорвана самодельная бомба (к счастью, маломощная). И хотя в полной мере авиакатастрофой это назвать нельзя, однако последствия для пассажиров оказались очень похожими на сегодняшнюю катастрофу.
Авиакатастрофы при советской власти не попадали на первые полосы газет. Но весь Иркутск знал о них, потому что в каждом таком самолете были знакомые либо «знакомые знакомых» каждого иркутянина.
Сейчас озвучивается версия о том, что причиной столь частых катастроф является иркутский аэропорт. Мол, находится в черте города, заход на посадку неудобный, местность гористая, да взлетка короткая. Но на самом деле ни к одной из перечисленных катастроф иркутский аэропорт (точнее – сложность посадки в нем) прямого отношения не имел:
Ту-154 авиакомпании «Дальавиа», выполнявший рейс из Екатеринбурга, упал за много километров до аэропорта. Летчики потеряли ориентацию, залетев в облако.
Грузовой «Руслан», перевозивший на своем борту «Су-27» в Индию, рухнул на здание во «Втором Иркутске», взлетев с заводского аэропорта (у Иркутского авиазавода свой аэропорт). Причиной катастрофы оказалось замерзшее топливо.
Разбившийся в этот раз Аэробус 310 авиакомпании «Сибирь» (S7) уже совершил посадку. То, что произошло с ним дальше, не зависело от того, удобный или не удобный был подлет. Правда, роковую роль действительно сыграла короткая взлетно-посадочная полоса.
Рухнувший в 1994 году Ту-154 упал у села Мамоны после взлета – неудобства посадки в аэропорту к этому никакого отношения опять не имели.
И уж тем более аэропорт не имел отношения к намерению семьи Овечкиных переселиться «из Совка на Запад».
К слову сказать, очень многие аэропорты мира гораздо сложнее по условиям посадки, чем иркутский. В Европе многие аэропорты так же расположены в черте города. На некоторых курортах и островах аэровокзалы и их взлетки еще меньше, чем в Иркутске. Что не мешает российским пилотам успешно и без аварий сажать самолеты в этих «неудобных» аэропортах.
Должен признаться, что мне неизвестно другого явления, которое могло бы претендовать на звание «мистического» с большим основанием, чем регулярные авиакатастрофы под Иркутском. Мистикой это объясняет и народная молва. Одни говорят о зловещей роли Байкальского разлома (Байкал образован в результате «разлома» материковой плиты, образующей Евразию, и берега «священного моря» продолжают расходиться друг от друга). Другие – о проклятии, лежащем над местом подлета самолетов: якобы там в сталинские годы были уничтожены десятки тысяч людей (автор не может подтвердить или опровергнуть это утверждение).
Возможно, дело просто в трагическом совпадении. Это самое простое из объяснений. Но похоже, что вероятность подобного совпадения слишком мала.