Леонид Рагозин

© Би-Би-Си

Экология Байкал

5672

23.04.2006, 16:51

Байкальский риск: споры о трубе

Все знают, что у России много нефти. Менее известен тот факт, что она - абсолютный мировой лидер по запасам пригодной для питья воды. В одном только Байкале содержится 20% всей незамерзшей пресной воды мира. Однако защитники окружающей среды и ученые предупреждают, что страна может лишиться этого богатства, и виной тому будет охвативший ее нефтяной бум.

Самому древнему и самому глубокому озеру на Земле, считают они, угрожает строительство самого протяженного в мире нефтепровода, который свяжет восточносибирские месторождения с побережьем Тихого океана и Китаем.

Конфликт вокруг проекта компании "Транснефть", получившего благословение Кремля, уже привел к самой масштабной кампании протеста со времен прошлогодних выступлений против монетизации льгот.

Согласно проекту, наполненная нефтью труба приблизится к кромке воды на расстояние 800 метров.

"Трубопровод пройдет по крутому склону в высокосейсмичной зоне. Там землетрясения бывают до 7,5-7,8 баллов по шкале Рихтера", - говорит профессор Иркутского института земной коры сибирского отделения Российской академии наук Юрий Тржцинский.

"При наихудшем сценарии в Байкал попадут три тысячи тонн нефтепродуктов, которые покроют треть поверхности озера", - добавляет сопредседатель движения "Байкальская экологическая волна" Дженни Саттон - британка, постоянно проживающая в Иркутске.

Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев называет эту цифру фантастической.

"Самый современный"

"Это все обман. То, что может попасть в Байкал при самом невероятном стечении обстоятельств, это в среднем 100 килограммов нефти", - заявляет он.

По его словам, более безопасного трубопровода мир еще не видел.

"Наш трубопровод использует самые современные и уникальные технологии в мире. Меры по защите окружающей среды беспрецедентны - таких не было ни на Аляске, ни на трубопроводе Баку-Джейхан", - говорит Григорьев.

Список мер, предпринимаемых для того, чтобы предотвратить аварию на байкальском участке трубы, который пройдет в основном под землей, пространен. В частности, задвижки, которые в случае необходимости могут изолировать аварийный участок, будут расположены через 3-4 км вместо обычных 20 км. Закрываться они будут в рекордно короткие сроки - менее чем за три минуты.

Толщина стенки трубы будет увеличена в три раза, а сама труба будет изготовлена из особо прочных и гибких сортов стали. По словам Григорьева, "гильотинированный разрыв" - когда труба разрывается полностью, как если бы ее разрубили гильотиной - невозможен.

Однако возможность семибалльного землетрясения - когда преодолевается сила гравитации, и наземные объекты, например многоэтажные дома, просто подпрыгивают на месте - никто не отменял. И как говорит Саттон, "насколько нам известно, нет в мире такого оборудования, которое может выдержать землетрясение такой силы".

А кроме землетрясений, напоминает Тржцинский, район опасен селями и оползнями, опасность которых, по его мнению, создателями трубы недооценивается: "У нас бывали сели, которые пропахивали рыхлые грунты на 30 метров. Какая труба это может выдержать - не знаю".

Григорьев категорически отвергает возможность таких происшествий.

Альтернатива

Вопрос о том, где и как прокладывать трубу, неизбежно упирается в деньги.

"Если строить трубу на озере Байкал, то жалеть денег тут просто нельзя, даже если труба при этом станет золотой", - считает заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь.

Противники байкальского маршрута предлагают другой, проходящий на расстоянии более чем 100 километров к северу от озера и вне его бассейна. По их словам, этот вариант делает проект, стоимость которого оценивается в 11,5 млрд. долларов, дороже на 10-15%. Однако в долгосрочном плане, говорят его сторонники, он может оказаться более выгодным, так как он проходит вблизи от нефтяных месторождений в Якутии и на севере Иркутской области. "Транснефть" этот вариант решительно отвергает.

"Сейчас проект находится на грани окупаемости, с учетом того, что он идет в коридоре железной дороги. Если удлинить трассу на 100-200 км, то все - проект уже неокупаемый", - уверяет Григорьев.

Олег Митволь в "Росприроднадзоре" отвечает за водные ресурсы. Он говорит, что "абсолютно разделяет" обеспокоенность относительно планов "Транснефти", однако куда больше его волнует то, что сейчас перевозка нефтяных продуктов осуществляется по железной дороге, проходящей местами в 10 метрах от уреза воды.

"Единственный способ прекратить перевозку нефтепродуктов по берегу Байкала - это строительство трубы. Другой вопрос - где и как ее строить", - заявляет Митволь.

Он напоминает о прошлогодней аварии в Тверской области, когда в результате крушения поезда в приток Волги попало около 300 тонн мазута.

"Транснефть" активно использует этот аргумент в свою пользу.

"Железная дорога идет вдоль Байкала на протяжении 200 км на расстоянии 10-50 метров. В 2006 году по ней планируют провезти 15 млн. тонн нефти только на Китай. В одном составе - три тысячи тонн нефти", - говорит Григорьев.

По расчетам "Транснефти", риск от аварии на железной дороге, аналогичной той, что произошла в Тверской области, в 100 тысяч раз больше риска аварии трубопровода.

И Митволь, и Григорьев говорят, что владельцы гигантского парка цистерн, перевозящих нефть по железной дороге, как никто заинтересованы в том, чтобы проект откладывался как можно дольше.

Мировое наследие

Независимых оценок риска аварии нефтепровода не проводилось. Экологи указывают и на другие, специфически российские риски - что даже при наилучшем проекте все может пойти не так, как запланировано, а за многие десятилетия функционирования трубопровода в такой непредсказуемой стране как России вообще может произойти все что угодно.

Несогласие с проектом объединило все политические силы Иркутской области. Против - и коммунисты, и либералы, и члены "Единой России", и даже назначенный президентом Путиным губернатор. Вместе с Иркутским парламентом с призывом отказаться от проекта выступил и хурал соседней Бурятии. В Иркутске проходят многотысячные митинги. Акции протеста прокатились и по другим городам России.

Однако несмотря на то, что проект еще формально не прошел все стадии согласования, вопрос о его осуществлении, похоже, уже давно решен силами более могущественными, чем государственные экспертизы и общественные советы.

18 апреля Сергей Богданчиков - глава государственной компании "Роснефть", которая наряду с другими будет пользоваться нефтепроводом, доложил президенту Путину, что труба вступит в строй уже 30 августа 2008 года.

Нефтепровод принесет России миллиарды долларов. Но с 1996 года Байкал официально является мировым достоянием, будучи включен в список территорий всемирного наследия ЮНЕСКО. И мир еще не сказал своего слова в этой истории.

Леонид Рагозин

© Би-Би-Си

Экология Байкал

5672

23.04.2006, 16:51

URL: https://babr24.news/baik/?ADE=29451

bytes: 6768 / 6747

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Леонид Рагозин.

Лица Сибири

Барсуков Александр

Гайкова Ольга

Григорьев Александр

Манаков Александр

Энхжаргал Жигмэд

Очиров Бато

Орачевский Евгений

Хартаев Валерий

Бенчарова Наталья

Юханов Николай