Жить в Сибири невозможно..."
В советские времена шел активный процесс воплощения в реальную жизнь известного изречения великого русского ученого М.В.Ломоносова по "приращению Российского могущества Сибирью". На этом известный лозунг великого русского ученого прерывался и дальше не рекламировался. А дальше Ломоносовым было сказано, что жить в Сибири невозможно.
Посему в советские времена для привлечения населения вводились разные поощрительные меры в виде получения покорителями Сибири дополнительных материальных благ по сравнению со среднероссийскими показателями.
В 1950-1970-е годы только в Иркутской области были построены гиганты советской индустрии: Иркутская, Братская, Усть-Илимская ГЭС, Братский алюминиевый завод, Братский завод отопительного оборудования, Братский и Усть-Илимский лесопромышленные комплексы, Байкальский целлюлозно-картонный комбинат, Усольский химфармкомбинат и Химпром, "Саянский химпром", Ангарскнефтеоргсинтез, Ангарский электролизно-химический комбинат и другие промышленные предприятия. Сибиряки трудились на "стройках коммунизма" самоотверженно, с великим энтузиазмом, с расчетом, что жизнь их будет улучшаться (что и происходило фактически). Перспективы были радужными, обоснованными, ведь в Иркутской области появились промышленные предприятия воистину мирового масштаба, способные обеспечить высокий жизненный уровень не только сибиряков.
Партийная номенклатура прекрасно понимала, что практически у власти их удерживает столичное население, удовлетворенное жизненными условиями, а посему москвичам был обеспечен относительно более высокий жизненный уровень по сравнению с другими регионами СССР. По нашим расчетам, проведенным в 1978 году, житель Иркутской области производил промышленной продукции в 1,9 раза больше, чем житель Москвы и Московской области, а вот уровень доходов жителей Иркутской области был несколько ниже доходов москвичей. С учетом поясных цен в целом картина представлялась такой, что уровень жизни москвича и жителя нашей области соотносился примерно как два к одному.
Освоение сибирских богатств имело и обратную сторону этого процесса. Шла перекачка средств из сибирских регионов в пользу жителей крупных городов СССР, таких, как Москва, Ленинград, столицы союзных республик и отдельные закрытые города, производящие оборонную продукцию.
Оставляем без анализа расходы (помощь) СССР внешним структурам и странам, которые тоже производились в значительной степени за счет сибирских ресурсов. Это отдельная тема. Обратим внимание на те социально-экономические процессы, которые происходят сегодня в сибирских регионах, в частности в Иркутской области.
Что же получили ее жители в результате перехода к рыночной экономике и манипуляций перестройщиков различного ранга? Прежде всего, те негативные процессы в социально-экономической сфере, которые присутствовали в период правления партократов, многократно возросли сегодня через товарно-денежные отношения. Процесс ограбления (колонизации) населения принимает беспрецедентный характер. Примером может служить экономика нашей области, где производится в основном сырье.
Если раньше, до перестройки, "демократы" и недемократы критиковали руководство области за сырьевую направленность нашей экономики, то после предлагалось и предполагалось, что новая власть (как и обещали перестройщики) изменит структуру промышленного производства в сторону увеличения доли обработки сырья. Сегодня с большим сожалением мы отмечаем, что в структуре промышленного производства сырьевая направленность нашего региона не только не уменьшилась, а, наоборот, возросла. Ценовое исчисление сырья во всем мире занижено по сравнению с готовой продукцией, поэтому фактическая стоимость произведенного и вывезенного за пределы области сырьевого продукта значительно выше, чем исчисляется статистикой. Это во-первых.
Во-вторых, - и это, пожалуй, главное - возникшая проблема собственности на промышленные предприятия, расположенные на территории Иркутской области. Если в прошлом они принадлежали всему населению СССР (а следовательно, и жителям Иркутской области, и прибыль этих предприятий использовалась в интересах общества), то сегодня они принадлежат частным лицам, естественно, прибыль и сверхприбыль (рента), за вычетом налогов, присваиваются частными лицами. Обедняется бюджет области и отсутствием закона о рентных платежах.
Не менее острый вопрос и о том, каким частным лицам принадлежат предприятия, построенные сибиряками. Предполагаю, как будут возмущаться защитники интересов крупного коррумпированного капитала: после прочтения этой статьи они обрушатся на автора с набором опровержений и обвинениями в сепаратизме. Мне представляется, что меньшее зло в этом вопросе заключалось бы в том, если бы предприятия принадлежали, образно выражаясь, местным олигархам или регистрация их происходила в регионе расположения предприятия. Значит, прибыли в значительной мере инвестировались бы здесь на создание новых рабочих мест. Но оказывается, собственники самых доходных наших (теперь забудем слова "наших сибирских") предприятий - москвичи, и вся чистая прибыль идет в Москву. А Законодательное собрание Иркутской области утверждает областной бюджет на 2004 год с дефицитом более одного миллиарда рублей. Фактически правительство России проводит по отношению к сибирякам политику неоколониализма.
Или возьмем ограбление другого уровня - "Об обязательном страховании автогражданской ответственности". Как могли депутаты Государственной думы, в основном от партии "Единой России", принять такой закон? Он затрагивает интересы многих миллионов автособственников и содержит все признаки социальной несправедливости. Хилые и гнилые отечественные автомобили, производства еще СССР, по существу, приравнены к дорогим иномаркам. Кроме того, установлена лишь незначительная разница в страховых взносах сельской местности и такого крупного города, как Москва. Но главное даже не в этом. Я хотел бы, к примеру, застраховать свой автомобиль в Иркутской страховой компании, но оказалось, что этого сделать я не могу, поскольку у иркутских страховых компаний нет лицензии на данный вид деятельности. Страхуют автогражданскую ответственность только московские страховые компании. Следовательно, деньги сибирские, а конкретно Иркутской области, уплывают опять в Москву.
Как себя чувствуют московские страховые компании в данной ситуации? Превосходно! Предстоит застраховать 27 млн автомобилей по России. Если взять в среднем страховой платеж за один автомобиль 120 долларов США, то получаем кругленькую сумму, равную примерно 3 млрд 240 млн долларов, или почти 94 млрд рублей. Эту сумму страховщики получат только от частного сектора.
А какая часть собранной суммы идет на возмещение страхового случая? Полгода практической работы страховых компаний 2003 года показали, что сумма возмещения страхователям составляет не более 5-6 процентов от собранной величины. Можно себе представить, какие суммы присваивают частные страховые компании, породив на свет только бумаги.
Однако страховые компании, когда страховщики заговорили о высоком тарифе, дружно ощетинились и стали доказывать обратное, что этот тариф не возмещает затрат страховых компаний. Обратимся к фактам, изложенным в газете "Труд" от 28 января 2004 года. За полгода действия Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности было собрано 24,83 млрд рублей. За этот же срок пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях было выплачено 1,2 млрд рублей страховых возмещений, или в 20 раз меньше собранных сумм. Разговоры об убыточности страхователей от данного вида деятельности рассчитаны на дураков. Если данный вид коммерческой деятельности убыточен - откажитесь от него. Таково правило рыночных отношений. Кто вас заставляет осуществлять убыточные операции?
Следовательно, страховой тариф "автогражданки" слишком завышен. Государственная дума предлагала в мае 2003 года правительству и конкретно М.М.Касьянову пересмотреть тариф автогражданской страховки в сторону уменьшения, но Касьянов и пальцем не пошевелил. Существующий тариф есть не что иное, как договоренность между правительством и ведущими страховыми компаниями. Экономического обоснования этому тарифу никто не представил.
А теперь обратим внимание на другую часть автопарка России. Есть еще государственный и муниципальный автомобильные парки, их также нужно страховать. А за счет каких средств здесь будет проведена страховка? Правильно, за счет налогов, собранных в стране. Какой щедрый премьер России! За государственный счет обогащает частные страховые компании. Напрашивается вопрос: "А не являлся ли наш премьер собственником данных страховых структур, коль такие страховые тарифы установил и упорно не желает их менять"?
Но самое драматичное в этом вопросе состоит в том, что к колонизации населения в пользу московских частных страховых компаний привлечены государственные структуры в лице Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). Какое отношение имеет государственная структура к деятельности коммерческих организаций? Государственным структурам запрещено заниматься коммерческой деятельностью! А разве то, чем занимается сегодня ГИБДД, не коммерческая деятельность по принуждению к страхованию имущества, выбиванию денег у автовладельцев?!
Представители московской страховой компании "Согласие" - брокерский центр "Страховой адвокат" - понудили меня написать заявление о том, что я добровольно страхую автомобиль. Это ли не кощунство, это ли не издевательство над страхователями!
Аналогичным способом действуют на территории Иркутской области другие московские структуры, прежде всего банки. Они захватили финансовые потоки крупнейших предприятий региона и также платят налоги в Москве, где зарегистрирован центральный офис банка. Москва превратилась в империю зла по отношению к населению сибирских регионов, выкачивая огромные финансовые ресурсы из провинции. До каких пор можно терпеть ограбление региона?
Следует обратить внимание на качество жизни в провинции и метрополии. Средняя заработная плата в Москве почти в три раза выше, чем в Иркутской области. Москвичи платят 60 процентов от стоимости затрат на содержание жилищного фонда, хотя в Москве не плавят алюминий, не добывают газ, нефть и уголь, не заготавливают древесину и т.д. В то время как иркутяне, в силу непонятных населению причин, возмещают более 90 процентов стоимости содержания жилого фонда. Московским пенсионерам в финансовом плане серьезно помогает московское правительство, иркутским пенсионерам такой помощи нет и не предвидится.
Можно было бы порадоваться за москвичей, поскольку столичное правительство бурно ведет жилищное строительство, сносит жилые дома, в которых можно проживать, но они не отвечают возросшим московским потребностям. Если внимательно проанализировать данный процесс, то оказывается, что активное строительство Москвы осуществляется в значительной части за счет сибирских ресурсов, поскольку москвичи захватили самые доходные отрасли российской экономики и жируют на нищете регионов.
Какой напрашивается выход из создавшейся ситуации? Администрация области должна поставить перед правительством России вопрос о перераспределении налоговых поступлений между федеральным и региональным уровнями. Налоги (а не крохи) должны преимущественно идти в региональный бюджет. Имея лучшую в мире электроэнергетику, цветную металлургию, электрохимию, химико-лесной комплекс, как можно иметь тощий бюджет? Мы вправе рассчитывать на высокий уровень бюджетообеспеченности жителей Иркутской области.
Кому служат сегодня налоговые законы? Если власть не способна решить эти вопросы - пусть подает в отставку. Нельзя держать население в дураках в течение двенадцати лет только потому, что нет крупных протестов. А населению регионов пора осознать назревшую необходимость встать на защиту собственных интересов путем формирования гражданского общества.
P.S. Материал был написан еще до того, как президент Путин отправил правительство в отставку....