Миру – «Мир»!
Трехлетняя экспедиция глубоководных аппаратов «Мир» на Байкале уже стала, не побоимся этого слова, брендом.
Вместе с учеными и специалистами из разных стран и, в первую очередь, из Сибирского отделения Российской академии наук, погружались: президент (Цахиагийн Элбэгдорж), премьер-министр (Владимир Владимирович Путин), кинорежиссер (Джеймс Кэмерон), путешественник (Артур Чилингаров), писатель (Валентин Распутин). Директор Байкальского института природопользования СО РАН член-корреспондент РАН Арнольд Кириллович Тулохонов видит в этом не только получение результатов высокого класса, но и продвижение их в массы.
«Экспедиция выполнила много задач. В первую очередь – те, которые касаются Байкала, изучения его фундаментальных проблем. Далее – привлечение внимания общественности к проблемам озера», - подчеркнул ученый. Кроме того, по его словам, это один из немногих примеров эффективного привлечения частного капитала, а также демонстрация возможностей РАН в области решения фундаментальных и прикладных проблем. Заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии доктор экономических наук профессор Михаил Викторович Слипенчук еще более категоричен. «Экспедиция – первый крупный шаг международного значения, когда государство и частный бизнес нашли взаимные интересы», - заявил он и добавил, что одной из задач стало показать правительству и общественности, что наука должна быть впереди, и что при подходе районирования территорий нужно использовать только научный подход.
«Я хотел бы обратить внимание на диспропорцию: в космосе летает множество спутников, но в то же время вся планета на сегодня имеет всего 4 глубоководных аппарата (недавно в Китае запустили пятый). На государственную программу освоения космоса выделено около 3 триллионов рублей до 2020-го года, экспедиции «Миров» страна содержать не может. Этот факт требует от научной общественности особого отношения. Не изучать океан – просто преступно», - сказал Арнольд Тулохонов.
Как отметил Михаил Слипенчук, для эффективного сотрудничества науки и бизнеса необходимы несколько условий: наличие в области капитала специалистов, имеющих исследовательские интересы, финансовые возможности – и совмещение всего этого.
По словам Арнольда Тулохонова, активное участие в проекте приняли государственные и властные структуры разных уровней. Кроме того, был продемонстрирован приоритет именно местной науки, знающей свой регион. Экспедиция «Миров» получила мощную поддержку в СМИ, плюс, как выразился Арнольд Тулохонов, во множестве прошли «мероприятия-сателлиты»: выставки, пресс-конференции, и даже народные гуляния. «Тысячи людей собрались на центральной площади Улан-Удэ встречать прибывшие «Миры». Можно сказать, что впервые столь массово народ Бурятии собрался не на религиозный праздник, а на встречу с наукой», - прокомментировал ученый.
Что касается последней, то в первую очередь директор БИП СО РАН отмечает комплексность исследований, ведь в экспедиции принимали участие специалисты многих областей: в частности, лимнологи, биологи, геологи и геохимики, физики. Одним из уникальных результатов стали полученные сведения о газогидратах, находящихся на дне Байкала. «Впервые в мире их наблюдали визуально», - отметил Арнольд Тулохонов. «Имея координаты, мы осуществили погружение и увидели очень мощные выходы их слоев на поверхность дна озера. Раньше мы этого не фиксировали, но предполагали, что так и есть. Кроме того, было проведено видеонаблюдение за разрушением газовых гидратов», - прокомментировала доктор биологических наук Тамара Ивановна Земская (Лимнологический институт СО РАН). «Это очень важно, потому что если произойдет потепление, то огромные их массы на дне океанов могут быть источниками парниковых газов», - добавил Арнольд Тулохонов.
Немаловажным результатом стали также исследования подводных выходов нефти. «Когда мы анализировали данные сейсмопрофиля, которые были получены в областях нефтепроявлений, то никак не могли объяснить наличие неких возвышений», - рассказала Тамара Земская. - Первое же погружение показало такую картину: на большой площади мы выявили структуры, которые имели разнообразную форму. Высота самой большой из них составляла около 10 метров, а диаметр – около 50. Сверху - некие «капельницы», из которых сочилась нефть». Ученые брали пробы около этих образований, а также непосредственно над ними - и увидели огромное разнообразие биоты. По словам специалиста, первые же анализы показали: чем ближе к месту разброса углеводородов, тем более высока численность организмов, которые способны использовать нефть в качестве единственного источника углерода. «Некоторые из них способны ее разлагать», - сообщила Тамара Земская, добавив, что проведенные исследования можно использовать для создания биопрепаратов, применяемых при разливах «черного золота» в холодноводных экосистемах.
«За три года было совершено 178 погружений в разных точках по всей территории Байкала», - подчеркнул Арнольд Тулохонов. «В Монако мы предложили провести подводную экспедицию по следам Магеллана для того, чтобы около каждой страны на дно океана опустился ее президент и увидел подводный мир», - сказал ученый. Однако, если говорить о более близких намерениях, то их озвучил Михаил Слипенчук. По его словам, летом 2013-го года силами Фонда содействия сохранению озера Байкал и Фондом изучения озера Леман (Швейцария) планируется провести новую совместную экспедицию. Ее цель экспедиции — комплексные исследования обоих водоемов, а также мониторинг состояния окружающей среды в ходе перелета между ними на сверхлегких летательных аппаратах – дельталетах. «Этот российско-швейцарский проект станет своеобразным продолжением исследований, начатых в ходе экспедиций «Мир» на Байкале и Лемане», - отметил Михаил Слипенчук.
Фото: из презентации А. Тулохонова
Екатерина Пустолякова
Источник: