В чем секрет сервиса бесплатных объявлений «Юла»?
10 августа Mail.Ru объявила о первом крупном успехе своего мобильного сервиса бесплатных объявлений: число пользователей приложения «Юла» превысило 2,5 млн человек ежемесячно. Журналисты окрестили сервис «конкурентом Авито», и не очень высоко оценили его шансы на успех.
Вне зависимости от судьбы сервиса Mail.Ru, сам факт появления такого приложения – знаковый. О том, почему запуск «Юлы» – маленькая революция, читайте в обзоре Smartbabr.
Главное отличие «Юлы» от других сервисов бесплатных объявлений – упор на местоположение пользователя и фотографии. Зайдя в приложение, пользователь не увидит привычных рубрикаторов и тучи ссылок на разные подразделы каталога. Вместо них на главном экране лента фотографий товаров, которые продают соседи: по умолчанию сервис ограничивает ленту набором предложений, доступных в радиусе 5 км.
Назвать «Юлу» новой можно с большой натяжкой. Первая версия приложения вышла в октябре 2015 года. Судя по Google Trends, пик интереса к сервису пришелся на январь-апрель 2016 года. Крупных анонсов в это время не было. Последние отзывы в Google Play датированы 4 августа 2016 года, тогда пользователям уже «все нравилось».
Вероятно, некоторое время приложение шлифовалось на небольшой группе, распространялось по закрытым каналам и «сарафанному радио», а когда, по мнению разработчиков, достигло должного уровня совершенства, было выпущено в свет. Выпущено в свет, значит, что в августе началась активная рекламная кампания в интернете и на телевидении. Пока тренд запросов «юла объявления» еще не достиг первого пика, но число поиска по слову «юла» превысило значения прошлых лет – значит, реклама работает.
Впрочем, поисковый интерес к слову «юла» еще не говорит об успехе одноименного приложения. Успех будет определяться сначала числом активных пользователей, а потом количеством и качеством рекламодателей. В обоих случаях чем больше, тем лучше. 2,5 млн человек в месяц спустя год после запуска – это много или мало? Этого достаточно, чтобы мы с вами могли говорить об этом приложении как о первой ласточке нового большого тренда.
Почему запуск «Юлы» – маленькая революция?
Начнем издалека. В 2015 году Apple запатентовала социальную сеть, объединяющую людей по принципу геолокации и пользовательской активности – на основе информации о перемещениях человека, его покупках, истории поиска и установленных на устройстве приложениях, ему предлагалось бы пообщаться с людьми, которые живут рядом и занимаются похожими делами. После регистрации патента новостей о разработке не было.
Зато в разных странах, в том числе и в России, стали появляться аналогичные стартапы. Не патенты, а именно стартапы. Пока огромная корпорация придержала коней, небольшие команды взялись за реализацию простой, казалось бы, идеи – объединить народ по принципу геолокации. Но пока ни один из проектов не взлетел. Почему?
В обществе до сих пор высок уровень неприятия всякого рода «слежки» и полной авторизации. Дело и в предрассудках родом из голливудских фильмов и криминальной хроники, и просто в здравом смысле: ну кто захочет выкладывать всю достоверную информацию о себе в открытый доступ? Тем не менее «включение» геолокации – стратегическая задача для интернет-компаний. Она открывает огромные горизонты точечного геотаргеттинга – одного из самых эффективных, а, значит, и дорогих рекламных инструментов.
Большой мировой революции на этом пути смело можно назвать запуск Pokemon Go. Миллионы людей согласились допустить игру к информации о своих передвижениях, и даже доверили ей выбор маршрута и друзей.
2,5 млн пользователей у «Юлы» – это маленькая местная революция. Ласточка, свидетельствующая, что все больше россиян готовы «рассекретить» еще один пласт информации о себе, чтобы узнать чуть больше об окружающих. Примечательно, что выход приложения не ознаменовался никакими причитаниями законотворцев и чиновников. «Тихий» выход на рынок сделал свое дело. Тем временем поводов для опасений немало.
Немного нескучной паранойи
Предположим, вы продаете на «Юле» сравнительно дорогой телевизор, ну или несколько десятков относительно недорогих вещей. Ваш неблагонадежный сосед видит фото этих вещи на фоне окон, выходящих в его двор. Из Одноклассников уточняет ваш профиль, узнает, что вы отправились в отпуск, и... А еще интереснее, группа воров, специализирующихся на домашних кражах, ездит по городу и высматривает, кто, что и где продает. Найдя подходящий товар и достаточную для его обнаружения информацию – вид из окна, номер дома, привязанный аккаунт, описание – выслеживает, и грабит.
Впрочем, это маловероятно. Как вы определите, где живет тот или иной продавец, и как сможете гарантировать, что конкретно этот товар находится в конкретно этом месте? Может владелец в гости зашел. Оставим сочинение ужастиков чиновникам и конспирологам, они это любят.
И все-таки фактор соседства в «Юле» – определяющий. Возможность лицезреть фото бывших в употреблении вещей дает множество дополнительной информации об их владельцах – достатке, вкусах и т.д. Не исключено, что скоро в «Юлу» люди будут заходить как в инстаграм, чтобы посмотреть что нового (а точнее старого, у соседей).
Предположим, вы одолжили соседу дрель. Потом заглядываете в «Юлу», а она там продается. Ну или в аренду сдается, например. И вы такой шлепаете к другу в халате, и он больше вам не друг.
Есть здесь некая перчинка, но ее немного, как в идее с гео социальной сетью. Все-таки перспектива разъяснять каждый пост, твит и лайк соседу при выходе в магазин, и продавцу за прилавком, не прельщает. А вот узнать, что этот продавец продает из-под полы – очень даже интересно.
Принятие «Юлы», безусловно, готовит почву для других аналогичных сервисов. Но не гарантирует, что люди когда-то согласятся объединиться в социальную сеть по принципу геолокации.