За что отчисляют студентов
Сотрудники Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) уже несколько лет проводят исследование феномена отчисления студентов. О результатах работы коллектива учёных на II Международной конференции исследователей высшего образования «Университеты и государство» рассказала аналитик НИУ ВШЭ Елена Колотова.
Во многих вузах отчисление студентов считают инструментом поддержания высокого уровня качества образования. С этой точки зрения, если студента выгнали, в этом виноват только он сам, его плохая подготовка и неспособность к обучению. На самом же деле у академической неуспеваемости много причин, и высокий уровень отсева можно трактовать как показатель того, что вуз не может обеспечить оптимальные условия обучения. При этом для государства каждый отчисленный студент – это деньги, впустую потраченные на его обучение, и нехватка квалифицированных кадров в перспективе (особенно в сочетании с тенденцией уменьшения рождаемости).
Уровень отсева студентов в России не очень высокий – 21 процент, что гораздо меньше, чем, например, в США, где он достигает 54 процентов. Но и не самый низкий – в Корее всего 15 процентов студентов не заканчивают обучение.
Учёные НИУ ВШЭ поставили задачу выявить на примере студентов их вуза причины, по которым те прекращают обучение, и факторы, которые этому способствуют или, наоборот, снижают риск отчисления. Для исследования были взяты «когорты» студентов, поступивших в вуз в 2007, 2008 и 2009 годах.
Поскольку большинство отчислений в вузах связано с академической неуспеваемостью, исследователи сосредоточились именно на этом типе отчислений, хотя «хвосты» – не единственная причина, по которой студенты уходят из вуза.
Наблюдая за судьбой студентов, которые поступили в НИУ ВШЭ в 2007 году, исследователи установили, что на начало четвёртого курса 22 процента студентов были отчислены по причине академической неуспеваемости. Если прибавить к ним тех, которые ушли из вуза без задолженностей, доля отчисленных вырастет до 27 процентов. Наибольший риск приходится на начало второго курса. Это пора пересдачи «хвостов», оставшихся после первого года обучения. То есть можно сказать, что в основном студенты вылетают с первого курса.
В группу риска попадают студенты, которые старше своих однокурсников; мужского пола; обучаются на платном отделении или имели льготы при поступлении (инвалиды, сироты, и т.д.). Также чаще других уходят из вуза из-за академической неуспеваемости иногородние студенты. Наоборот, понижают риск отчисления такие факторы, как золотая медаль и высокий балл ЕГЭ. Здесь исследователи отмечают, что для «когорты» 2009-го года влияние результатов ЕГЭ на вероятность отчисления уже не так заметно. Это породило гипотезу о том, что массовое введение этого экзамена уменьшило его дифференцирующую способность, однако для её доказательства требуются дальнейшие исследования.
Уровень отсева студентов заметно разнится среди факультетов Вышки. Есть факультеты, с которых студентов выгоняют активно, например экономический, где отсев превышает 30 процентов. А есть и такие, где отсев невелик: в Международном институте экономики и финансов (автономном подразделении НИУ ВШЭ) он менее 8 процентов.
Чтобы объяснить такое различие, исследователи опросили сотрудников учебных частей и студентов. Оказалось, что отсеву учащихся способствует их количество (чем больше студентов на факультете, тем меньше внимания преподавателей и сотрудников вуза достаётся каждому из них) и наличие «проблемных» дисциплин. Для Вышки самыми проблемными дисциплинами оказались социальная и политическая статистика, её пересдают 59 процентов учащихся, и социально-экономическая статистика – пересдают 45 процентов. Предметы тяжело даются студентам по ряду причин: например, им может не хватать базовых знаний или времени для подготовки. Некоторые студенты манкируют правилами обучения в ВШЭ (например, надеются купить экзамен или списать). Для иногородних студентов дополнительной нагрузкой становятся бытовые трудности. Наконец, важную роль играют преподаватели: от стиля подачи материала, требований преподавателя и конфликтов с ним во многом зависит успешность обучения. Некоторых профессоров даже называют «санитарами леса» за то, что те видят свою цель в отчислении «плохих» студентов.
Сами студенты по-разному относятся к угрозе отчисления. Для учащихся бакалавриата это серьёзная проблема, и они, как правило, всеми силами стараются удержаться в вузе. В то время как для магистрантов отчисление – не такая большая беда, и зачастую они сами отказываются от обучения при возникновении проблем в учёбе или даже при их отсутствии. Важным фактором здесь оказывается занятость вне вуза. Если у студента уже есть работа или другое занятие, конкурирующее с учёбой, бросить вуз ему легче.
Соответственно, студенты бакалавриата, если уж их отчислили, затем стараются или восстановиться в ВШЭ, или поступить заново (возможно, на другой факультет), или перебраться в другой, иногда менее престижный вуз. Магистранты же в случае ухода не так рвутся обратно: они могут сделать большой перерыв или вовсе бросить учёбу, а если снова поступают, то никак не в менее престижный вуз, хотя могут при этом кардинально сменить профиль обучения.
В дальнейших планах учёных – задействовать в исследовании другие российские вузы и построить единую концепцию отсева студентов в государственных высших учебных заведениях России, а также разработать меры по уменьшению этого отсева без потери качества образования.