Рособрнадзор создает сеть для ловли абитуриентов-призраков
Скандал с «мертвыми душами» в медуниверситете им. Пирогова изменит правила приема в высшие учебные заведения. Министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что уже принято решение урезать привилегии для олимпиадников и льготников. А Рособрнадзор разрабатывает систему по автоматическому поиску «призраков» в вузовских списках абитуриентов.
— Ряд изменений уже был подготовлен в этом году, — пояснил Андрей Фурсенко. — Но в связи с тем, что приказы слишком поздно прошли регистрацию в Минюсте, мы их не стали вводить в нынешнем сезоне. Это касается подачи заявлений от олимпиадников и льготников только в один вуз. Это позволит сделать прием более честным. В остальные институты льготники смогут поступить на общих основаниях.
В следующем году чиновники намерены сделать ставку на прозрачность приемных вузовских кампаний и сдачи Единого экзамена. Общественные наблюдатели заметят «аномалии» и вовремя просигнализируют в надзорные органы. В Рособрнадзоре сейчас разрабатывается компьютерная программа по ловле «мертвых душ».
— Информационная система сможет выявлять такие же нарушения, как в медуниверситете им. Пирогова, — добавил Фурсенко. — Человек, который не присутствует в федеральной базе данных ЕГЭ, автоматически исчезнет из списков абитуриентов, рекомендованных к зачислению в вуз. И другой шаг — мы договорились с Рособрнадзором сделать открытой для всех информацию по результатам ЕГЭ. Речь не о персональных данных. Просто можно будет посмотреть общее распределение баллов ЕГЭ по образовательным учреждениям. Это также усилит контроль. Как только станут видны в каком–то регионе существенные отличия в распределении оценок, почти наверняка это будет связано с адресным вмешательством.
Кроме того, Минобрнауки намерено сокращать популяцию «неэффективных» вузов. Институты, не набравшие достаточного количества студентов или зачислившие «некачественных» абитуриентов, планируется реорганизовывать. Уменьшатся и планы приема по «целевым» программам. Обучение этих ребят финансируют коммерческие компании или заинтересованные бюджетные ведомства. После защиты диплома выпускник обязан определенное количество лет отработать на предприятии. Как правило, «качество» таких абитуриентов — ниже среднего. В национальном медуниверситете им. Пирогова, например, на факультет «Лечебное дело» среди целевиков встречаются ребята с ЕГЭ 141–178 баллов. То есть слабые «троечники». В следующем году вузы обяжут публиковать не только результаты ЕГЭ «зафрахтованных» первокурсников, но и название фирмы, которая за них платит. Чиновники полагают, что «обнародованным» предприятиям станет стыдно тратить деньги на «двоечников».
Вузы скептически относятся к выдвинутым идеям. По мнению экспертов, на самом деле ничего нового Минобрнауки не предлагает — все это уже реализуется. А инновационный подход к «ловле призраков» у многих вызывает недоумение.
— Я не понимаю, как это будет работать, — пожимает плечами проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович. — У нас ведь есть дети, которым не обязательно сдавать Единый госэкзамен — те же инвалиды, иностранцы, выпускники прошлых лет. Их не будет в федеральной базе ЕГЭ. В общем, сейчас и сама-то федеральная база данных с перебоями действует. А над ее созданием трудились несколько лет. Что мешает Рособрнадзору сейчас контролировать и отслеживать списки?