Радиационный туризм
Украина открывает Чернобыльскую зону для посетителей.
На прошлой неделе с Украины пришла весьма неожиданная новость. Государственное предприятие "Чернобыльинтеринформ" в лице его директора Оксаны Нор информировало общественность о том, что уже в следующем 2011 году Чернобыльская зона будет открыта для туризма.
Нетрудно догадаться, что в условиях постоянной нехватки средств Украина цепляется за любую возможность заработать денег. А тут еще мощнейшая всемирная реклама Чернобыльской зоны, сделанная украинским разработчиком компьютерных игр GSC в его проекте S.T.A.L.K.E.R. Эта компьютерная игра стала чрезвычайно популярной, удостоилась выпуска двух официальных дополнений и множества любительских модификаций. А всплеск интереса к миру, созданному в компьютерной игре, привел к тому, что российские издательства начали выпуск книг серии S.T.A.L.K.E.R., которых на данное время появилось уже более 40. Книги завоевали немалую популярность в России и других странах, читающих на русском языке.
Действие мира S.T.A.L.K.E.R. происходит в альтернативной реальности, где в 2006 году на Чернобыльской АЭС произошла вторая катастрофа, по масштабам превзошедшая первую. После нее на месте Чернобыльской зоны отчуждения появилась "Зона", отличающаяся повышенной аномальной активностью. Границы Зоны огораживает охраняемый периметр, на немногих путях в неё установлены армейские блокпосты. Допуск гражданских лиц без спецпропусков категорически запрещён, лица, нарушившие запрет, задерживаются, а при оказании вооружённого сопротивления – уничтожаются. Однако это не помешало освоению Зоны искателями приключений, отчаявшимися людьми, дезертирами, преступниками. Они называют себя "сталкерами" и, рискуя жизнью, добывают появившиеся в Зоне ценные объекты – артефакты, которые можно выгодно продать торговцам.
Модный в наше время жанр постапокалипсиса, подача материала, связанного с реальной историей нашей страны, узнаваемые образы современной жизни – все это привело к превращению Чернобыльской зоны из опасного места радиоактивного заражения в своего рода культовый регион. В результате, туда устремилось множество поклонников компьютерной игры и ее литературных вариантов, а также просто ищущих острых ощущений туристов, которые, повидав самые экзотические места земли, хотят оказаться в сердце бывшего "атомного ада".
В такой ситуации украинские власти решили не упускать прибыль и допустить желающих в Чернобыльскую зону. Разработкой туристических маршрутов занималось МЧС Украины. По словам директора департамента охраны здоровья и медико-биологической защиты этого министерства Петра Волянского, главным критерием является безопасность, как посетителей, так и обслуживающего персонала: "Радиологи провели замеры в местах двух будущих маршрутов. Их заключение – здесь человек может находиться без вреда для здоровья от четырех до пяти суток". По словам Волянского, каждый посетитель будет под роспись ознакомлен с правилами поведения, которые согласованы с Министерством охраны здоровья Украины. А целью проведения чернобыльского туризма провозглашается необходимость показать всему миру, что Украина давно справилась с атомной угрозой и больше не представляет опасности для других стран.
Однако все может оказаться не столь безопасно, как уверяют украинские власти. Известно, что во время аварии в 1986 г. загрязнению подверглось более 200.000 км^(2). Если изотопы с кратким периодом полураспада уже перестали быть угрозой здоровью, то изотопы цезия, стронция, плутония и америция с длительным периодом полураспада по-прежнему опасны на всей территории радиоактивного заражения. Эти данные подтверждались медицинскими и радиологическими исследованиями еще несколько лет назад, и нет никаких оснований для уверенности в том, что Чернобыльская зона внезапно стала полностью безопасной.
Если в городах за счет особенностей рельефа, наличия большого числа легко очищаемых асфальтовых покрытий, каменных домов и т.п. значительная часть загрязнения уже удалена природой, то загрязнение лесов сохраняется до настоящего времени. Уровень загрязнения воды рек и большинства озёр в настоящее время низкий, но в некоторых замкнутых озёрах, из которых нет стока, концентрация цезия в воде и рыбе может представлять угрозу ещё в течение нескольких десятилетий. То есть зона по-прежнему опасна для человека, пусть не настолько, как 20 лет назад, но проводить в подобных условиях маршруты, рассчитанные на несколько дней пребывания, было бы слишком смелым решением.
Вспомним и то, что история Чернобыльской атомной электростанции все еще не завершена, хотя с момента аварии прошло уже 24 года. В 1995 г. правительство Украины приняло решение о постепенном закрытии Чернобыльской АЭС. Работы в этом направлении начались совместно с Евросоюзом, который взял на себя часть расходов по закрытию станции. 1-й энергоблок был остановлен в 1996 г., 2-й – в 1999 г., а 15 декабря 2000 г. станция полностью прекратила производство электроэнергии. Остался 4-й энергоблок, закрытый саркофагом. Но строение, возведенное в спешке и без опыта строительства объектов такого рода, постепенно разрушается.
В остатках реактора сохранилось значительное число радиоактивных материалов. Его разгерметизация может привести к последствиям, сопоставимым с аварией 1986 г. А об опасности того, что в саркофаге осталось множество зараженных радиацией элементов, эксперты предупреждают уже не первый десяток лет.
Сейчас украинское правительство на европейские деньги возводит новый саркофаг, но работы над ним планируется завершить лишь в 2012 году. Между тем, туристические поездки запланированы уже на следующий год. Да и нет уверенности в том, что новый саркофаг полностью обезопасит зону от возможного заражения. И даже, если согласиться с тем, что он сделает территорию бывшей АЭС безопасной, все еще остается угроза каждому посетителю, исходящая от радиоактивных элементов, содержащихся в почве, воде и растениях. Ведь не случайно в созданном в 1988 г. на загрязненной радиацией территории радиационно-экологическом заповеднике было отмечено аномальное число мутаций животных, птиц и рыб, обитающих в ареале Чернобыльской зоны, вызванное именно радиационным заражением местности.