Качай его, ребята!
Один из создателей «Пиратской Бухты» запустил новый проект и отменил классовую борьбу в Сети.
Петер Сунде, один из основателей «Пиратской Бухты», запустил наконец свой новый проект Flattr. Я ждал его давно. Еще во время процесса над «Пиратской Бухтой» — процесса, который кончился ничем, потому что «Бухта» жива и работает по сей день, — Петер говорил о том, что нужна новая система отношений между артистами и публикой, творцами и потребителями, писателями и читателями. Старая разбухла, как насосавшийся крови вампир. Она одурела, отупела и плохо стоит на ногах. Ей пора в гроб.
Когда я писал о процессе над «Пиратской Бухтой», мне приходили письма от художников, авторов мультфильмов и сценаристов, которые представлялись «жертвами пиратов» и спрашивали не без подвоха, на что они будут жить, если весь их труд бесплатно разойдется по Сети. Можно подумать, им сейчас есть на что жить. Можно подумать, что сегодняшняя система оплаты делает писателя счастливым, а журналиста богатым. Можно подумать, что защитники копирайта, чумой летающие по миру и требующие запретить интернет, успешно защищают авторов.
Ничего подобного. Они защищают не авторов, а систему ограбления авторов. Под разговоры о защите копирайта авторов обирают. Под музыку бизнеса создателей контента провожают на паперть.
Flattr Петера Сунде ломает старое классовое разделение на авторов и читателей, фотографов и зрителей, создателей и потребителей. В рамках Flattr изначально у всех равные права. Каждый может разместить в Сети то, чем богат, — книгу, рассказ, фотографию, картину, песню, блог, программу, — и снабдить свой контент маленьким ярлычком Flattr, кликнув на который любой странник Сети отдает малую частицу своих денег создателю.
Откуда берутся эти деньги? Пользователи Flattr кладут их на свой счет. Минимальный платеж 2 евро в месяц (я пока что столько и положил). Эта сумма делится между авторами понравившегося мне контента в зависимости от числа моих кликов. Если я кликну один раз, то автору уйдут два моих евро. Если выберу два понравившихся мне ресурса, то мои деньги поделятся пополам. Кликну на десяти рассказах, блогах, фотографиях, песнях — каждый получит десятую часть моего месячного взноса (за вычетом 10%, которые идут на развитие системы Flattr).
Крупные компании, подающие в суд на пиратские ресурсы, исходят из того, что миллионы людей во всем мире воры. Flattr исходит из других предпосылок. Эта система создана в уверенности, что люди согласны отдавать деньги за то, что им нравится. Нужно только дать им возможность делать это тем способом, который они считают удобным и справедливым.
Flattr — это футуристическая система. Даже не сильно напрягая свои способности к прозрению, каждый из нас легко представит себе образ будущего, в котором работает Flattr. Это образ будущего, в котором отменено само понятие твердой цены. Диктатуре цен пришел конец, каждая вещь стоит столько, во сколько вы ее цените. Циники, скептики и пессимисты скажут, что это невозможно, потому что человек всегда предпочтет не платить вовсе и брать бесплатно. Идеалисты, социалисты, коммунисты и утописты, а также швед Петер Сунде полагают, что лучший мир возможен.
Много месяцев назад я послал на еще не существующий Flattr заявку на инвайт. Получив приглашение, я тут же вступил в ряды немногочисленных пока что пользователей этой новой системы оплаты и ценителей новой жизни. Сейчас тут еще совсем немного народу, всего несколько тысяч человек, в основном англичане и немцы. Русских меньше десятка. Этого, конечно, недостаточно для интенсивной жизни. Поэтому большая часть размещенных в Сети вещей остается невостребованной и неоплаченной. Но пионеры первого часа, только что пришедшие на Flattr, вряд ли думают о немедленном обогащении.
Сам Петер Сунде считает, что для эффективной работы Flattr нужны несколько миллионов пользователей и доведенная до конца работа программистов. Сегодня это даже не альфа-версия, а всего лишь 0,8 бета. Но система работает, и я испытываю наслаждение, отдавая мои честные двадцать евроцентов за статью, которую написал о Flattr немецкий журналист в TAZ, и за блог, в котором мой соотечественник рассказывает о замках в Ирландии, и за красивое фото балконов Санкт-Петербурга.