Хорошо иметь офис в деревне. Например, индийской
В резком свете люминесцентных ламп десятки голов склонились над клавиатурами. В унисон стучат клавиши. На дисплеях — договоры страхования, табели учета рабочего времени и мейлы для службы поддержки, присланные в Индию из далеких стран. Здесь их обработка обойдется дешевле.
Подобные сцены можно увидеть в городах по всей Индии, особенно в центрах высоких технологий Бангалоре и предместье Дели Гургаоне. Эти места стали символами революции в информационных технологиях, которая преобразила индийскую экономику и обеспечила стране экономический рост, выраженный двузначной цифрой.
В этой комнате работают молодые люди из сел, окружающих Багепалли — маленький городок в штате Карнатака на юго-западе Индии. Ряд предпринимателей проводят здесь эксперимент: они хотят перенести рабочие места, созданные за счет аутсорсинга, в отдаленные районы Индии, почти не затронутые ее экономическим подъемом. В колл-центрах и белоснежных офисах компьютерных компаний, ставших символами индийского бума, работает всего около миллиона человек — капля в море для страны с миллиардным населением.
Почти все из этого миллиона рабочих мест — в городах. Однако 70% населения Индии живет в сельской местности. Индия, по сути, пропустила, а точнее, так и не достигла индустриальной стадии развития, которая привлекла бы массы крестьян в города.
Некоторые экономисты утверждают, что если Индия хочет стать ведущей экономической державой и спасти миллионы граждан от безработицы, она не может обойтись без урбанизации. Но основатели компании Rural Shores говорят, что было бы логичнее создавать рабочие места там, где живут люди, и создают центры аутсорсинга в сельской местности.
«Тут много талантливых людей, и мы можем научить их делать эту работу», — говорит директор компании Г. Шринивасан.
Считалось, что сельская Индия лежит мертвым грузом на индийской экономике и всегда будет бастионом отсталости. Но теперь индийские и иностранные компании начинают смотреть на глубинку по-новому: это неосвоенный рынок для сравнительно недорогих товаров наподобие простых мобильных телефонов, мотоциклов и бытовой техники.
Теперь некоторые компании видят в сельской Индии неиспользованный резерв усердных и заинтересованных офисных работников. Компания Rural Shores наняла почти сто молодых людей. Большинство из них — выпускники школ, окончившие несколько курсов колледжа. Все они из сельских окрестностей Багепалли. Пока компания открыла только три центра, но в следующие пять лет планирует создать 500 центров по всей Индии.
Родственники большинства сотрудников центра никогда не работали в офисе. Их английский оставляет желать лучшего, но его достаточно, чтобы вводить простые данные, вычитывать анкеты или писать письма.
В Rural Shores говорят, что за счет меньшей стоимости аренды и более низких зарплат, чем в похожих центрах в городах, они могут выполнять работу за полцены. По словам Шринивасана, офисный работник в Бангалоре, обладающий такими же навыками, получает около 7000 рупий ($150) в месяц. В городках и деревнях зарплата $60 в месяц считается большой.
В Багепалли офисные трудяги работают в две смены. Одна группа клерков вбивает данные из отсканированных табелей американских дальнобойщиков.
Большинство работников — дети крестьян и зачастую первые в своей семье окончили школу. Для многих из них работа в центре аутсорсинга — уникальная возможность, о которой они даже не мечтали.
19-летняя Аруна живет со своей овдовевшей матерью и младшей сестрой в двухкомнатном доме на узкой, грязной улочке в деревне недалеко от Багепалли. До того как она устроилась на работу в центр Rural Shores, семья жила тем, что удавалось вырастить на небольшом участке. Иногда им не удавалось зарабатывать и по $20 в месяц на троих. Они редко могли позволить себе покупать овощи, чтобы разнообразить диету из чечевицы и лепешек.
На новой работе Аруна зарабатывает больше $70 в месяц. Ее семья купила новую мебель, сари и украшения. Когда Аруна впервые вернулась домой с офисным пропуском на шее, посмотреть на нее пришла вся деревня.
«Я — единственный человек в деревне, работающий в офисе, — говорит Аруна, теребя недавно купленные золотые сережки. — Никогда не думала, что это возможно».
В написании статьи принимал участие Хари Кумар