Отойти от края бездны
Настало время для решения проблемы изменения климата.
Климатические изменения на Земле происходят быстрее, чем мы полагали всего два года назад. Продолжать вести бизнес как обычно почти наверняка означает опасное, возможно, катастрофическое изменение климата в течение этого столетия. Это наиболее серьезный вызов для нынешнего поколения политиков.
Вот почему я весьма беспокоен перспективами конференции в Копенгагене (7--18 декабря 2009 года в столице Дании пройдет 15-я конференция стран -- участниц Рамочной конвенции ООН об изменении климата. -- Ред.). На данный момент переговоры (по проекту соглашения по итогам конференции. -- Ред.) находятся в опасной близости от тупика. Речь идет не просто о переговорных разногласиях, которые мы сможем преодолеть если не в этом, то в следующем году. Тупиковая ситуация может выйти далеко за эти рамки. Существует риск провала, возможно, из-за глубокого раскола между развитыми и развивающимися странами. Мир не может позволить себе такие катастрофические результаты.
На этой неделе мировые лидеры встретятся в Нью-Йорке (в рамках 64-й сессии Генассамблеи ООН. -- Ред.) и Питтсбурге (24-25 сентября на саммите «двадцатки» - Ред.). Я надеюсь, что, стоя на краю пропасти, мы вместе сделаем вывод о необходимости более активной роли в продвижении вперед процесса переговоров по климату. Сейчас не время для игры в покер. Настало время конкретных предложений, свободных от политических ограничений. Это то, что делала и будет продолжать делать Европа.
Отчасти ответ заключается в определении сути возможной договоренности, которая еще может привести нас к успешному результату. В этом мировые лидеры в Нью-Йорке, на мой взгляд, могут добиться реальных изменений.
Первая часть договоренности состоит в том, что все развитые страны должны разъяснить свои планы на среднесрочную перспективу в отношении сокращения вредных выбросов в атмосферу, продемонстрировать лидерство и нашу ответственность за выбросы в прошлом. Если мы хотим добиться сокращения по крайней мере на 80% к 2050 году, то развитые страны должны стремиться к достижению коллективного сокращения на 25--40% к 2020 году. Евросоюз готов начать с сокращений на 20--30%, если и остальные государства приложат сопоставимые усилия.
Во-вторых, развитые страны должны признать за собой серьезную роль в оказании финансовой помощи развивающимся странам для реализации мер по смягчению последствий изменений климата. По нашим подсчетам, к 2020 году развивающимся странам потребуется дополнительно примерно 100 млрд евро (150 млрд долл.) в год на борьбу с изменением климата. Часть средств будет покрыта наиболее развитыми в экономическом отношении странами. Но наибольшую часть средств планируется получить за счет создания глобального рынка квот на эмиссию углекислого газа -- если, конечно, у нас хватит мужества создать такую перспективную схему.
Некоторые средства должны будут прийти из государственных финансовых ресурсов, поступающих от развитых стран в развивающиеся. Возможно, к 2020 году размер ежегодных субсидий составит от 22 до 50 млрд евро (30--70 млрд долл.). При этом доля ЕС может составить от 10 до 30%, то есть около 15 млрд евро (22 млрд долл.) в год. Окончательная цифра будет зависеть от итогов дискуссии о совместной ответственности.
Другими словами, мы должны быть готовы внести значительный вклад в решение проблемы в среднесрочной перспективе, а также рассмотреть вопрос финансирования развивающихся стран на краткосрочную перспективу, то есть начиная со следующего года или около того. Я планирую обсудить это с лидерами ЕС во время нашей встречи в конце октября. Но уже на этой неделе в Нью-Йорке и Питтсбурге нам необходимо заявить о готовности обсудить финансовые вопросы.
С другой стороны, и развивающиеся страны, по крайней мере наиболее экономически развитые из них, должны четче, нежели прежде, обозначить, что они готовы сделать для снижения выбросов углекислого газа в рамках международного соглашения. Они уже принимают меры по ограничению выбросов углекислого газа, но они явно нуждаются в активизации этих усилий. Они подчеркивают, что наличие финансирования на эти цели со стороны богатых стран является предпосылкой для принятия мер по уменьшению выбросов с их стороны, о чем мы договорились на Бали (на конференции ООН по изменению климата в декабре 2007 года. -- Ред.). Однако развитым странам мира будет нечего финансировать, если не будет конкретных обязательств.
У нас есть в запасе меньше чем 80 календарных дней до начала Копенгагенской конференции. Проект документа, разработанный по итогам встречи в прошлом месяце в Бонне (Германия), содержит около 250 страниц: здесь много альтернативных вариантов, целый «лес» квадратных скобок. Если мы не снимем эти вопросы, проект рискует превратиться в самую длинную записку самоубийцы в истории человечества.
Эта неделя в Нью-Йорке и Питтсбурге обещает стать ключевой, потому что покажет, насколько мировые лидеры готовы вложиться в переговоры по климату ради достижения успешных результатов. Выбор прост: нет денег -- нет и соглашения. Но денег не будет, если не будет действий!
Конференция в Копенгагене -- решающее событие в рамках коллективных усилий по достижению такой динамики выбросов в атмосферу, чтобы температура глобального потепления сохранилась на уровне ниже двух градусов Цельсия. Контрнаступление должно начаться на этой неделе в Нью-Йорке.
Жозе Мануэл Баррозу, председатель Европейской комиссии