Александр Рыклин

© Ежедневный журнал

ПолитикаМир

9975

21.08.2009, 16:12

Отвод присяжным

Оттепель, говорите… Заря новой эры… Профессорская семья… Профессиональный юрист… А от чего же вас, любезные, так крючит и колотит, что зуб на зуб не попадает? Впрочем, я знаю от чего. Это с похмелья. Перебрали вы с вечера пустых мечтаний и радужных иллюзий. Ну ничего, сейчас я вам здоровье-то поправлю…

В минувшую среду на очередном заседании Совета безопасности, который на этот раз собирался на юге страны, Дмитрий Медведев высказал ряд предложений, призванных усовершенствовать российскую судебную систему. Вернее – то, что от нее осталось. Нововведения, в основном, коснутся суда присяжных. Хотя, не только его одного. К суду присяжных у Медведева ряд претензий. Прежде всего – его слишком много, что неимоверно усложняет процедуру вынесения обвинительных приговоров. Следственные органы не справляются. За минувшие пять лет, что в России активно функционируют суды присяжных, выявилась их крайняя неэффективность. Очевидная же вещь – раньше подсудимый в ходе процесса противостоял единой карательной системе. Фактически гособвинитель вопрошал судью: «Вы же видите, Наталья Ивановна, кто перед вами сидит? Вам еще какие-нибудь доказательства нужны?». «Да, полноте, Иван Иваныч, – отвечала судья, – прекрасно вижу… Пять лет общего нормально?»

А тут пришли в суд совершенно посторонние люди, порой даже не из силовых структур, далекие от правоохранительной тематики, а зачастую и не всегда распознающие истинные государственные интересы. Таким людям нужно именно доказывать виновность подсудимого, то есть собирать убедительную и хорошо аргументированную доказательную базу. В институтах наших следователей, наверное, этому учили, но на практике-то им с такими головоломками встречаться не приходилось. Ушлый читатель, разумеется, улыбнется – дескать, будто бы нельзя надавить на присяжных и добиться нужного решения? Конечно, можно. И так происходит практически повсеместно. Но судов-то много, а правоохранительных органов мало. По крайней мере, для такого объема работы. Разработка присяжных – это же целый ряд отдельных следственных мероприятий, сопряженных со слежкой, прослушкой, выявлением порочных связей и т.д. А как еще нарыть компромат на человека, чтобы потом его прижать? Причем, замечу я, всю эту титаническую работу следователи должны делать совершенно бесплатно – присяжный не коммерсант, он откупаться не станет. То есть органы в период кризиса должны отрываться от насущных дел по крышеванию коммерческих структур и лоббированию частных интересов и тратить время черт знает на что. Понятно, что юриста Медведева такая ситуация не может не беспокоить.

Каких именно статей УК коснутся нововведения, пока не очень понятно. Но судя по тому, что Медведев предлагает изъять из подсудности суда присяжных преступления, совершенные преступными сообществами и организованными преступными группами, статей этих наберется изрядно. Напомню так же, что это не первая атака в последнее время на относительно новый судебный институт – в конце прошлого года эта шагреневая шкурка один раз уже кроилась. Тогда присяжных примерно под теми же предлогами лишили возможности участвовать в процессах, где выдвигались обвинения по особо тяжким уголовным статьям. Теперь уже очевидно, что эта тенденция – сворачивание в России судов присяжных – набирает обороты.

Впрочем, не присяжными едиными жив российский суд. Вернее – не жив. Оказывается, в нашей судебной системе есть еще один принцип, который совершенно не устраивает Дмитрия Медведева и от которого он предложил немедленно отказаться. Цитирую: «Можно было бы принять в ближайшее время решение изменить территориальную подсудность по делам экстремистского и террористического характера, чтобы бандиты и коррупционеры не могли оказывать давление на суды». Не будем придираться по мелочам к высшему должностному лицу и спрашивать, какое отношение коррупционеры имеют к «делам экстремистского и террористического характера». Юристу Медведеву, наверное, виднее. Остановимся на главном. Итак, с точки зрения Медведева, бандиты и коррупционеры не должны оказывать давления на суд… Тут я позволю себе добавить за президента – он просто постеснялся сказать – когда их интересы не совпадают с интересами государства. Понятно же, что в России есть только одна сила, которая может и должна влиять на суд. Это – власть. Теперь представьте себе мучения судьи, которому, с одной стороны, занесли адвокаты, а с другой – позвонили из Администрации. Далеко не каждый судья настолько ушлый, что догадается поделиться с Администрацией. Подчас на этом поприще трудятся скромные и стеснительные люди. Зачем же подвергать их таким психологическим стрессам? А так увез обвиняемого в тмутаракань, куда не то, что деньги не довезешь, но и не каждый адвокат доедет, и суди себе на здоровье, как приказало начальство, без лишних соблазнов и сомнений.

Там еще, кажется, Медведев вскользь упомянул экстремистов… Чтобы их тоже судить, где попало. Ну это мы понимаем. Скажем, за видными экстремистами, вроде Каспарова или Лимонова, пресса поедет и в Тюмень, и в Ханты-Мансийск. Но за рядовыми-то уж точно не поедет. То есть можно будет тихо, не привлекая особого внимания, где-нибудь за Полярным кругом приговорить к реальным срокам 10 – 15 человек. Или – пару сотен… Или пару тысяч… Там уж как пойдет…

И, тем не менее, я поддерживаю эту инициативу Дмитрия Медведева, но только с одним усовершенствованием. Я предлагаю, чтобы принцип экстерриториальности уголовных дел, по которым обвиняются граждане России, распространялся существенно шире. За пределы Российской Федерации. Причем, не обязательно сразу бежать к американцам и набирать присяжных из Алабамы. Не надо так далеко. Начнем хотя бы с Гааги…

Александр Рыклин

© Ежедневный журнал

ПолитикаМир

9975

21.08.2009, 16:12

URL: https://babr24.news/?ADE=80389

Bytes: 5651 / 5651

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Александр Рыклин.

Другие статьи в рубрике "Политика"

Аномальная норма: как предсказуемый снег вновь парализовал Улан-Удэ

7 ноября зимний сезон в столице Бурятии открылся с размахом: десятибалльными пробками, массовыми ДТП и коллективным толканием автобусов силами пассажиров. За 18 дней до коллапса пресс-служба мэрии отчиталась, что Комбинат по благоустройству полностью готов к зиме.

Виктор Кулагин

ПолитикаЖКХБурятия

3839

10.11.2025

Телеграм Бурятии за неделю: дорожный коллапс и муниципальная реформа

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 3 по 10 ноября включительно. Снегоапокалипсис Каждый год одно и то же: Бурятия оказалась не готова к снегу. Ровно как и к потопам.

Есения Линней

ПолитикаПроисшествияОбществоБурятия

2485

10.11.2025

Телеграм Томска за неделю: передача акций КДВ и возможный уход Дунаева

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 3 по 9 ноября 2025 года включительно. Передача акций КДВ Семь миллионов акций «КДВ Групп» переданы государству.

Андрей Игнатьев

ПолитикаЭкономика и бизнесТомск

6045

10.11.2025

Телеграм Иркутска за неделю: Большой Иркутск и большие проблемы для семейства Красноштановых

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов с 3 по 9 ноября включительно.

Глеб Севостьянов

ПолитикаСкандалыИркутск

9717

10.11.2025

Битва за «Байкальскую гавань»: война элит за власть и миллиарды в Прибайкальском районе

24 октября глава Прибайкальского района Бурятии Николай Коновалов уведомил председателя райсовета Евгения Родионова, что он должен освободить кабинет № 11 в здании администрации до 30 октября.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия

19116

08.11.2025

Худшие главы Красноярского края: рейтинг Бабра за октябрь

Бабр представляет вниманию читателей антирейтинг глав муниципальных районов и городских округов Красноярского края. 3.

Александр Тубин

ПолитикаСкандалыКрасноярск

8176

07.11.2025

Игра ва-банк Нижнеудинска и Байкальска: дошли до Кремля

В Иркутской области продолжает готовиться реформа местного самоуправления. В течение пяти лет в регионе планируют упразднить самый близкий к людям уровень власти — глав поселений и поселковые думы. Они не будут переизбираться по окончании своих полномочий, а их функции перейдут на уровень выше.

Лилия Войнич

ПолитикаСкандалыОбществоИркутск

15903

07.11.2025

Льготная кабала: как «Дальневосточная ипотека» загнала жителей Бурятии в жилищный тупик

Житель Бурятии с ипотекой отдаёт банку 59% своей средней зарплаты. Об этом сообщает официальный рейтинг «РИА Новости». Расчёты строятся на хитрых показателях средней зарплаты, которая имеет мало общего с доходами большинства.

Виктор Кулагин

ПолитикаНедвижимостьБурятия

8366

06.11.2025

Инсайд. «Сердце Хакасии» забарахлило

Закономерно поплохело и национальному лидеру этой территории, 68-летнему Абреку Челтыгмашеву. Можно предполагать, что это тот самый случай, когда говорят: «Сколько веревочке не виться».

Кирилл Богданович

ПолитикаСкандалыЭкономика и бизнесХакасия

7852

06.11.2025

Три кресла Натальи Дикусаровой. Кто займет место «серого кардинала»?

Не за горами очередная сессия Законодательного собрания: она намечена на 12 ноября И если в самом заседании областного правительства не предвидится ничего интригующего, то сразу после него регион ждет важное с политической точки зрения событие… 12 ноября 2025 года Наталья Дикусарова покинет кресло ...

Глеб Севостьянов

ПолитикаСобытияИркутск

11982

06.11.2025

Конструктивный дефицит: «Улан-Удэстальмост» остался без заказов и угля

Министр промышленности и торговли Бурятии Денис Гармаев еще 17 июня посещал завод «Улан-Удэстальмост», где с уверенностью говорил об огромном потенциале предприятия, обещал поддержку на федеральном уровне и стабильную загрузку заказами.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесБурятия

8115

06.11.2025

Разменная монета. Зачем в Иркутской области хоронят политический клан

Политический ландшафт Иркутской области готовится к тектоническому сдвигу. На выборах в Госдуму, которые пройдут уже в 2026 году, решается судьба одного из самых устойчивых и конфликтных игроков политического поля Приангарья — строительного клана Красноштановых.

Глеб Севостьянов

ПолитикаИркутск

9840

05.11.2025

Лица Сибири

Шкурбицкий Василий

Клевцова Ольга

Куликов Константин

Васиченко Евгений

Ашуркова Юлия

Сороковиков Кирилл

Юрин Евгений

Егорова Лариса

Сумароков Илья (старший)

Псарёв Артур