Александр Рыклин

© Ежедневный журнал

ПолитикаМир

9504

21.08.2009, 16:12

Отвод присяжным

Оттепель, говорите… Заря новой эры… Профессорская семья… Профессиональный юрист… А от чего же вас, любезные, так крючит и колотит, что зуб на зуб не попадает? Впрочем, я знаю от чего. Это с похмелья. Перебрали вы с вечера пустых мечтаний и радужных иллюзий. Ну ничего, сейчас я вам здоровье-то поправлю…

В минувшую среду на очередном заседании Совета безопасности, который на этот раз собирался на юге страны, Дмитрий Медведев высказал ряд предложений, призванных усовершенствовать российскую судебную систему. Вернее – то, что от нее осталось. Нововведения, в основном, коснутся суда присяжных. Хотя, не только его одного. К суду присяжных у Медведева ряд претензий. Прежде всего – его слишком много, что неимоверно усложняет процедуру вынесения обвинительных приговоров. Следственные органы не справляются. За минувшие пять лет, что в России активно функционируют суды присяжных, выявилась их крайняя неэффективность. Очевидная же вещь – раньше подсудимый в ходе процесса противостоял единой карательной системе. Фактически гособвинитель вопрошал судью: «Вы же видите, Наталья Ивановна, кто перед вами сидит? Вам еще какие-нибудь доказательства нужны?». «Да, полноте, Иван Иваныч, – отвечала судья, – прекрасно вижу… Пять лет общего нормально?»

А тут пришли в суд совершенно посторонние люди, порой даже не из силовых структур, далекие от правоохранительной тематики, а зачастую и не всегда распознающие истинные государственные интересы. Таким людям нужно именно доказывать виновность подсудимого, то есть собирать убедительную и хорошо аргументированную доказательную базу. В институтах наших следователей, наверное, этому учили, но на практике-то им с такими головоломками встречаться не приходилось. Ушлый читатель, разумеется, улыбнется – дескать, будто бы нельзя надавить на присяжных и добиться нужного решения? Конечно, можно. И так происходит практически повсеместно. Но судов-то много, а правоохранительных органов мало. По крайней мере, для такого объема работы. Разработка присяжных – это же целый ряд отдельных следственных мероприятий, сопряженных со слежкой, прослушкой, выявлением порочных связей и т.д. А как еще нарыть компромат на человека, чтобы потом его прижать? Причем, замечу я, всю эту титаническую работу следователи должны делать совершенно бесплатно – присяжный не коммерсант, он откупаться не станет. То есть органы в период кризиса должны отрываться от насущных дел по крышеванию коммерческих структур и лоббированию частных интересов и тратить время черт знает на что. Понятно, что юриста Медведева такая ситуация не может не беспокоить.

Каких именно статей УК коснутся нововведения, пока не очень понятно. Но судя по тому, что Медведев предлагает изъять из подсудности суда присяжных преступления, совершенные преступными сообществами и организованными преступными группами, статей этих наберется изрядно. Напомню так же, что это не первая атака в последнее время на относительно новый судебный институт – в конце прошлого года эта шагреневая шкурка один раз уже кроилась. Тогда присяжных примерно под теми же предлогами лишили возможности участвовать в процессах, где выдвигались обвинения по особо тяжким уголовным статьям. Теперь уже очевидно, что эта тенденция – сворачивание в России судов присяжных – набирает обороты.

Впрочем, не присяжными едиными жив российский суд. Вернее – не жив. Оказывается, в нашей судебной системе есть еще один принцип, который совершенно не устраивает Дмитрия Медведева и от которого он предложил немедленно отказаться. Цитирую: «Можно было бы принять в ближайшее время решение изменить территориальную подсудность по делам экстремистского и террористического характера, чтобы бандиты и коррупционеры не могли оказывать давление на суды». Не будем придираться по мелочам к высшему должностному лицу и спрашивать, какое отношение коррупционеры имеют к «делам экстремистского и террористического характера». Юристу Медведеву, наверное, виднее. Остановимся на главном. Итак, с точки зрения Медведева, бандиты и коррупционеры не должны оказывать давления на суд… Тут я позволю себе добавить за президента – он просто постеснялся сказать – когда их интересы не совпадают с интересами государства. Понятно же, что в России есть только одна сила, которая может и должна влиять на суд. Это – власть. Теперь представьте себе мучения судьи, которому, с одной стороны, занесли адвокаты, а с другой – позвонили из Администрации. Далеко не каждый судья настолько ушлый, что догадается поделиться с Администрацией. Подчас на этом поприще трудятся скромные и стеснительные люди. Зачем же подвергать их таким психологическим стрессам? А так увез обвиняемого в тмутаракань, куда не то, что деньги не довезешь, но и не каждый адвокат доедет, и суди себе на здоровье, как приказало начальство, без лишних соблазнов и сомнений.

Там еще, кажется, Медведев вскользь упомянул экстремистов… Чтобы их тоже судить, где попало. Ну это мы понимаем. Скажем, за видными экстремистами, вроде Каспарова или Лимонова, пресса поедет и в Тюмень, и в Ханты-Мансийск. Но за рядовыми-то уж точно не поедет. То есть можно будет тихо, не привлекая особого внимания, где-нибудь за Полярным кругом приговорить к реальным срокам 10 – 15 человек. Или – пару сотен… Или пару тысяч… Там уж как пойдет…

И, тем не менее, я поддерживаю эту инициативу Дмитрия Медведева, но только с одним усовершенствованием. Я предлагаю, чтобы принцип экстерриториальности уголовных дел, по которым обвиняются граждане России, распространялся существенно шире. За пределы Российской Федерации. Причем, не обязательно сразу бежать к американцам и набирать присяжных из Алабамы. Не надо так далеко. Начнем хотя бы с Гааги…

Александр Рыклин

© Ежедневный журнал

ПолитикаМир

9504

21.08.2009, 16:12

URL: https://babr24.news/?ADE=80389

Bytes: 5651 / 5651

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Александр Рыклин.

Другие статьи в рубрике "Политика"

Виктор Цишковский. Маленький министр с большой дороги

Вот вы думали зачем из правительства Иркутской области разом ушли сразу несколько фигур, включая традиционную, как свиток Торы, Валентину Вобликову? А потому что понадобилось выделение большой энергии, чтобы заполнить, наконец, более года пустующее кресло министра экономического развития.

Георгий Булычев

ПолитикаЭкономика и бизнесСкандалыИркутск

2208

26.09.2025

Новый состав Заксобрания Новосибирской области: от застройщиков до военных

Новый созыв Законодательного собрания Новосибирской области приступил к работе. «Единая Россия» вновь сохранила уверенное большинство — 51 из 76 мандатов. При этом парламент обновился почти наполовину. Теперь принимать законы будут застройщики, бывшие силовики и ветераны боевых действий.

Октябрина Тихонова

ПолитикаНовосибирск

1642

26.09.2025

Конфликт интересов в минтрансе Бурятии: Марина Кочерина стала начальником для мужа

17 сентября Марина Кочерина получила должность замминистра транспорта Бурятии. Её назначение состоялось через четыре месяца после ареста главы ведомства Александра Гоге. Напомним, его задержали по подозрению в получении взяток в особо крупном размере.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыТранспортБурятия

3517

26.09.2025

Сокол промахнулся: сельсоветы Хакасии выстояли против «Единой России»

В Хакасии развернулся новый виток политического противостояния, который наглядно демонстрирует, что партийный контроль со стороны «Единой России» не всегда означает реальную власть.

Валентина Ширинская

ПолитикаОбществоХакасия

2481

26.09.2025

Счетная палата: в 2026 году для сирот и бюджетников не будут строить жилье

Счетная палата Красноярского края представила на заседании комитета по строительству и ЖКХ регионального Заксобрания итоги проверки использования бюджетных средств на строительство жилья для детей-сирот и работников бюджетной сферы.

Александр Тубин

ПолитикаНедвижимостьКрасноярск

1425

26.09.2025

Блогнот. Томская экс-неделя

На этой неделе (22-26 сентября) стало окончательно ясно, что обращением в доход государства томской по происхождению компании KDV дело не закончится. Процессы, известные еще с 1918 года под ленинским лозунгом «грабь награбленное», выходят на государственный уровень.

Андрей Игнатьев

ПолитикаЭкономика и бизнесТомск

1145

26.09.2025

Плоть от плоти: депутатом от Южных ворот избран ТДСКшник

14 сентября 2025 года закончились выборы в думу Томского района. Округ №19, куда входят микрорайон Южные ворота и ряд посёлков ИЖС, будет представлять директор ООО «Сетевая компания ТДСК» (ОГРН 1097017014412) Алексей Глушков.

Андрей Игнатьев

ПолитикаЭкономика и бизнесТомск

2721

25.09.2025

С протянутой рукой на непаханом поле: Бурятия просит сена у страдающей от засухи Иркутской области

12 сентября министерство сельского хозяйства и продовольствия Бурятии обратилось в Иркутскую область с официальной просьбой о содействии в приобретении кормов для скота из-за почвенной засухи, которая привела к потере урожая.

Виктор Кулагин

ПолитикаПроисшествияБурятия Иркутск

3730

25.09.2025

Инсайд. Михаил Щапов: закат политической карьеры

25 сентября 2025 года Госдума РФ утвердила Михаила Щапова, депутата от Иркутского одномандатного округа №93, аудитором Счётной палаты России. Кандидатуру, выдвинутую фракцией КПРФ, поддержал президент России Владимир Путин.

Василий Чайкин

ПолитикаИркутск Россия

4684

25.09.2025

Инсайд. Томский обзор

Кажется, для губернатора Владимира Мазура жизнь вернулась в привычную колею после выборов и никаких оргвыводов от Москвы не грозит. Можно спокойно заниматься рабочими делами.

Ярослава Грин

ПолитикаТомск

4262

25.09.2025

Фискальный паркомат: как в Улан-Удэ транспортную реформу подменяют сбором денег

196 тысяч всех зарегистрированных автомобилей в Улан-Удэ на одну тысячу парковочных мест. Мантру о критическом дисбалансе повторяет председатель комитета по транспорту мэрии Улан-Удэ Юрий Ткачёв.

Виктор Кулагин

ПолитикаТранспортЭкономика и бизнесБурятия

4511

24.09.2025

Леонид Фролов: выборы закончились – осадок остался

По прошествии недели со дня выборов мэра Иркутского муниципального округа улеглись страсти для трезвого подведения итогов. Хотя слова «трезвое» и «выборы» в контексте Леонида Фролова вызывают когнитивный диссонанс.

Ярослава Грин

ПолитикаСкандалыОбществоИркутск

13005

24.09.2025

Лица Сибири

Климов Константин

Мельниченко Андрей

Мошкин Николай

Барановский Константин

Ерощук Светлана

Шестаков Андрей

Жвачкин Сергей

Книжин Игорь

Бредихин Сергей

Калищук Андрей