Психологический минимум
Российские ученые предлагают ввести в российских школах новый предмет - «Анатомия психологии человека».
Специалисты Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, выступившие с инициативой введения новой дисциплины, считают, что «изучение человеческой психологии для детей не менее важно, чем получение знаний по анатомии и биологии». Они надеются, что новый предмет поможет «российским детям выбраться из глубокой психологической ямы, в которой те сейчас оказались». Впрочем, не все эксперты в сфере образования с восторгом отнеслись к инициативе психиатров - от введения нового предмета в учебный процесс мало что поменяется, утверждают они.
О том, что в отечественных школах следовало бы ввести предмет, впрямую связанный с психологией, «Времени новостей» вчера рассказал замдиректора ГНЦ судебной и социальной психиатрии Зураб Кекелидзе. «Мы сейчас работаем над тем, кому доверить написание учебника по новому предмету», - сообщил он, пообещав на следующей неделе представить свои разработки чиновникам Министерства образования и науки. Разработка нового учебного плана, по словам г-на Кекелидзе, велась на деньги некоего спонсора, имя которого психиатр сообщить отказался. Планируется, что проект будет реализован в одной из столичных школ в качестве эксперимента и впоследствии распространен на большинство учебных заведений.
Сообщение о новом предмете, способствующем формированию личности, психиатры, видимо, не случайно приурочили к Международному дню защиты детей, отмечающемуся 1 июня. Накануне этой даты в ГНЦ социальной и судебной психиатрии собрали пресс-конференцию, чтобы рассказать, в каком плачевном психологическом состоянии находятся российские дети, подверженные влиянию «агрессивного информационного пространства, в котором им приходится расти». Из слов главного детского психиатра Минздравсоцразвития Евгения Макушкина следовало, что проблема детей - «это проблема национальной безопасности, о чем в своем последнем послании упоминал президент». Выступления традиционно содержали критику в адрес средств массовой информации в целом и «низкопробного», по мнению психиатров, телеканала «2x2» в частности. Когда же речь - опять же в весьма привычном ключе - перешла к роли школы в процессе становления личности ребенка, Зураб Кекелидзе и поделился планами нести азы психологии за школьную парту.
По словам г-на Кекелидзе, сейчас существует три вопроса, на которые нужно будет ответить в процессе разработки курса «Анатомии психологии человека»: «Во-первых, кто будет писать учебник по новому предмету, во-вторых, кто будет его преподавать, и, в-третьих, в каком виде предмет будет представлен в школах - в виде факультатива или полноценной дисциплины, на которую будет выделено соответствующее количество учебного времени». Правда, уже сейчас можно уверенно говорить о том, что именно форма преподавания нового предмета станет главной проблемой ее разработчиков. По словам психиатров, от того, сколько времени будет выделено дисциплине, зависит дальнейшая судьба курса: в том случае, если преподавание нового предмета будет вестись на факультативной основе, его учебную программу встроят в учебник «Анатомия человека» в качестве третьей части. «Если же на преподавание этого предмета будет выделено много времени, то для него будет написан отдельный учебник», - отметил Зураб Кекелидзе, добавив, что в настоящий момент идет работа по подбору «команды».
Между тем идея нового курса и без того в перегруженной школьной программе не нравится уже педагогам. Например, по словам ректора Института образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, «из-за того, что в учебный процесс будет добавлен еще один предмет, мало что изменится». «Нужен другой подход, - заявил г-н Адамский в беседе с корреспондентом «Времени новостей». - Школе нужны другие преподаватели - психологи, которые бы не преподавали психологию, а реализовывали ее в отношениях с детьми в ходе учебного процесса».