Завтра подскочат цены на хлеб. Дожили.
Вчера российские пекари устами президента своего отраслевого союза Анатолия Косована предупредили россиян: грядет резкое подорожание хлеба. Резонанс вышел громким: вопрос-то стратегический.
Цена батона - это уже политика, а не экономика. Недаром в большинстве регионов России то просто запрещают повышать цену на хлеб, то компенсируют пекарям разницу между розничной ценой и себестоимостью из местного бюджета.
Заявление Анатолия Косована многие истолковали так: хлеб подорожает настолько, что сдержать его уже никаким административным ресурсом не сдержишь. Прежде, говорит Косован, хлебопеки держали цены лишь потому, что работали на пределе рентабельности. "Но так не может продолжаться вечно", тем более что российское зерно активно идет на экспорт, и излишков его не ожидается.
Разберемся, что здесь правда. Хлеб дорожает из-за муки, мука - из-за зерна. Дешевое зерно чуть не довело до полного развала российский АПК, и весь последний год российское Правительство с этой дешевизной боролось. Зерно наконец пошло в рост, поползла вверх и цена на муку. Получается, за что боролись? Не все так просто.
Один из ведущих российских экспертов по зерну Юрий Огнев напомнил корреспонденту "РГ": даже тогда, когда зерно было дешевле пыли под колесами груженных им грузовиков, хлеб не дешевел, кое-где даже дорожал. По-видимому, хлебопеки не без успеха пытались извлечь из конъюнктуры максимум доходов. "Им есть куда ужиматься", заметил наш собеседник, имея в виду, что сверхдоходы, полученные пекарями ранее, позволяют им без особо героических усилий перенести сугубо сезонное повышение цен на зерно.
Тем более что зерну и муке дорожать еще недолго: грядет новый урожай и момент, когда трейдеры откроют закрома с переходящими запасами. Как говорят в Институте аграрного маркетинга, в конце мая цена муки достигнет максимума, потом она начнет дешеветь.
Поскольку хлебные цены формируются с месячной задержкой, критический период для хлеба придется на июнь. В институте не исключают, что в июне хлеб может подорожать на 10 процентов относительно апреля, что уже происходит в Ярославской и Ростовской областях. На вопрос корреспондента "РГ" - будут ли хлебопеки снижать цены на булки в июле-августе, когда подешевеет мука, эксперты дали понять, что на это не стоит рассчитывать. Российский бизнес очень чутко слушает рынок, когда есть возможность повысить цену, но заболевает глухотой, едва рынок намекает, что неплохо бы ее сбросить.
Итак, хлебопеки из альтруистов, которые даже в ущерб собственным доходам не дают дорожать кренделям и батонам, превращаются в нормальных бизнесменов, стремящихся извлечь прибыль из любой ситуации. Обратим также внимание, что в качестве корня зла они упоминают экспорт российского зерна. Этот намек дорого стоит именно сейчас, когда на Украине решают, кто виноват в том, что эта страна вывезла "слишком много" зерна, а Счетная палата сомневается, чисто ли провели зерновые интервенции в России. Спор между теми, кто делает деньги на вывозе зерна, и теми, кто зарабатывает на его внутреннем потреблении, столь же вечен, как сама зерновая торговля. Интересы этих двух сторон никогда не сойдутся, и почему бы в конкурентной борьбе не сыграть на генетическом страхе россиян перед дорожающим хлебом?