Первое мая – курица хромая...
Нелепая детская рифма превратилась в не менее нелепый гротеск. Семьдесят лет борьбы за солидарность трудящихся во всем мире привели назад – к двуглавому орлу на монетах и банкнотах, орлу, очень похожему на ощипанную курицу. Впрочем, злые языки говорят, что именно с курицы этот герб и рисовался.
Однако не о гербе речь.
2003 год. Сто лет назад в России началась русско-японская война, обернувшаяся крахом и позором русской армии и русского народа. Мы, обитатели когда-то сильной державы, ездим на курорты в наш, русский город Дальний – сейчас китайским Далянь.
Прошло сто лет с первых маевок, на которых молодой Ульянов-младший и еще более молодой Джугашвили произносили зажигательные речи. Сто лет. Пора бы и подвести итоги. Именно сегодня – первого мая.
1903 год. Россия – крупнейшая мировая держава. Страна, с которой считаются все. Страна, имеющая одну из самых крепких валют, без проблем поддерживающая обращение серебряных, золотых и платиновых денежных знаков. Страна, экспортирующая зерно, лен, уголь, нефть. Страна с открытыми границами и одновременно с жестким паспортным контролем и полицейским надзором.
В России – самодержавие. Вся власть в стране принадлежит одному человеку – императору. С одной стороны, самодержавие – это манкирование общечеловеческими ценностями и свободами. С другой – вся земля и все богатства в стране принадлежат одному человеку, являются его фамильной собственностью. Вряд ли в такой ситуации единоличный хозяин будет распродавать по дешевке лес, уголь и нефть в обмен на дешевые тряпки и счета в банках африканских республик.
А что же трудящиеся? Трудящиеся двигали вперед молодой российский капитализм. К 1903 году смогли отстоять для себя восьмичасовой рабочий день. Всерьез шла речь о пятидневной рабочей неделе и оплачиваемом отпуске. Рабочие получали далеко не маленькую зарплату – ни один не садился обедать без куска мяса в тарелке. Хватало и на обновки женам, и на бутылочку в выходной. И это легко понять – ведь рабочий трудился не на государство, безразличное к его проблемам. Он работал на хозяина, приносил ему ту самую прибыль и сверхприбыль, которую так не любил молодой Маркс. Над хозяином висел дамоклов меч стачки – стачки, ежедневно приносящей колоссальные убытки.
Картина не идиллическая и не пасторальная. Картина реального капитализма. Капитализма, где каждый – за себя, но где человек с руками и головой не только выживет, но и будет преуспевать. Капитализма, где плохо живут только неудачники, лентяи и пьяницы.
Не лишним будет вспомнить, что для процветания тогдашней, образца 1903 года, России, не требовались непомерные налоги образца 2003 года. Налоги, прямо скажем, были мизерными. И платил их не рабочий, а его хозяин.
Можно спросить себя – а чего, собственно, не хватало? Я не знаю, чего не хватало Ленину. Наверное, ему было скучно в эмиграции. Правда, я знаю, чего не хватало Троцкому-Бронштейну, но не буду здесь это обсуждать во избежание. Дело не в личностях, хотя именно они двигают историю. Дело в другом.
Прошло 100 лет. Из них 70 лет – в самом справедливом государстве на свете. Без кавычек и без дураков. В самом деле, государство было справедливым – в меру своей испорченности. По крайней мере с голоду никто не умирал, нищих на улицах не было – правда, и шестисотых мерсов тоже не было.
И что? А ничего. Наступает Первое мая – а праздновать его некому. Нет тех самых пролетариев, которым на кой-то сдалась эта самая солидарность. Заводы превращены в барахолки, фабрики закрыты, половина гегемона расползлась по подвалам и свалкам, другая кинулась в убогий челночный бизнес и провинциальный бандитизм. Вся страна продает последние ресурсы и в спешке закупает китайское барахло.
Даже интеллигенция – ум, честь и совесть эпохи – уже не ругает правительство на кухне, а ищет каналы и выходы на запад, чтобы побыстрее – не эффективнее, а именно побыстрее – продать свои мозги.
От Первого мая осталась только цифра да кучка прокоммунистически настроенных старичков, привычно марширующих к отведенному им в этом году месту. Они покричат лозунги, выпьют по рюмочке и разойдутся. И опять не будет ничего.
Стоит вспомнить еще одну дату. 1 мая 1927 года в Берлине прошло первое сборище нацистов под руководством Адольфа Гитлера. Гитлер вытаскивал свою страну из экономической пропасти, куда ее столкнула Веймарская революция. По головам, по костям, по гробам – но он ее вытащил. Сделал на короткое время – на 13 лет – небольшой экономический рай.
Может быть, нам нужен такой же злой гений? Неважно, как его будут звать – Гитлер, Сталин, Талейран, Цезарь… Похоже, что сами мы уже не способны ни на что.
С праздником, дорогие товарищи! Не пейте много – здоровье вам еще пригодится.