Выставленный на аукцион Christie`s бортжурнал Гагарина вызвал панику в российских архивах
Представители всех связанных с космосом российских архивов весьма эмоционально отреагировали на появившуюся информацию о том, что бортжурнал первого космического полета выставлен на аукцион Christie`s.
"Такого просто не может быть, - заявилa "Газете.Ru" сотрудница пресс-службы РКК "Энергия" Мария Бочарова. - Никто не имеет права так поступать с ценнейшим для России документом!"
Директор архива научно-технической информации Александр Шапошников сказал: "Мы все в шоке. Узнали о намечающемся аукционе вчера (т.е. в среду - Lenta.Ru) и сразу же получили указание от вышестоящего начальства проверить информацию и найти журнал любой ценой".
Последнюю фразу директора архива надо понимать в том смысле, что, как он надеется, сообщение о продаже - этот просто утка, а сам бортжурнал никогда не покидал Россию, потому что его невозможно вывести законным путем.
В Федеральной архивной службе России, которая дает разрешения на вывоз из страны исторических документов, также не скрывали эмоций.
"Это просто бред какой-то. Вопрос о том, что кто-то хочет вывезти журнал за границу, даже не поднимался", - заявила "Газете.Ru" главный специалист этой службы Елена Новикова (именно она оформляет разрешения). "Если он действительно уплыл, то сделано это незаконно. Так иногда бывает", - добавила Новикова и заявила , что в этом случае последует официальный запрос с требованием вернуть бортжурнал.
Елена Новикова напомнила в этой связи историю с автографами Бориса Пастернака, незаконно вывезенными из России и также всплывшими на аукционе Christie`s. Тогда Федеральная архивная служба обратилась к руководству аукционного дома с требованием снять рукописи с продажи, и автографы в результате вернулись в Россию.
Все российские архивариусы и космонавты, с которыми удалось связаться "Газете.Ru" говорят, что журнал Гагарина является для России ценнейшей реликвией и представляет собой памятник национальной культуры.
Вместе с тем никто не смог сказать определенно, где же, собственно, должна была храниться реликвия.
Александр Шапошников признал, что ему придется связаться с вдовой Гагарина, чтобы попытаться выяснить судьбу бортжурнала.