Он прекратил войну
В марте этого года Гарри Каспаров впервые за последние лет десять примет участие в соревновании, проводимом под эгидой ФИДЕ. Как сказал президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов, 13-й чемпион мира подписал контракт на участие в Кубке мира по быстрым шахматам.
Ни при Флоренсио Кампоманесе, ни при сменившем его Кирсане Илюмжиного не могло возникнуть и мысли, что Каспаров прекратит конфронтацию с ФИДЕ, начатую в 1993 году. Илюмжинов мог сколько угодно отправлять чемпиону-революционеру приглашения с безупречно отточеными и предельно корректными формулировками. Хуан Антонио Самаранч мог превзойти Цицерона, заочно призывая блудного Каспарова вернуться в отческое лоно. Гарри Кимович был слишком индивидуален и слишком самодостаточен, чтобы превратиться в обычного и послушного воле ФИДЕ гроссмейстера. Естественная закавыка, разумеется, заключалась в принадлежности чемпионского титуле. По мнению половины шахматного мира он с 1985 года совершенно безусловно принадлежал Каспарову. По мнению другой половины, к числу которой относится и ФИДЕ, Гарри Кимович владел им только часть указанного срока. А с 1993 года у шахматной короны были другие хозяева. И эта дилемма казалась неразрешимой ровно до конца матча Каспаров-Крамник.
Дело не только в том, что с новым чемпионом мира по версии половины шахматного мира ФИДЕ гораздо проще договориться. Перспективных вариантов ведь наклевывается много. Можно постараться провести объединительный матч Крамник-Ананд, - тогда уж законность титула победителя этого поединка не станет оспаривать никто. Можно подключиться к системе определения чемпиона мира, которую разрабатывает BrainGames. Можно модернизировать нокаут-систему до неузнаваемости (чем ФИДЕ сейчас и занимается) - главное, что у сторон нет идеологических и личностных преград для контактов и переговоров.
Но во всех этих случаях Каспаров остается на обочине шахматных процессов. Можно, например, отплатить Крамнику прямо на следующей неделе в Вейк-ан-Зее, а затем окончательно поставить всех на свое место в Линаресе. Можно выиграть хоть сто турниров, - чемпионское звание это Каспарову не вернет.
Ответный матч с Владимиром Крамником без отбора невозможен - во-первых, новый чемпион мира никогда его Каспарову не обещал (автор статьи один раз написал обратное, и признает ошибку), во-вторых, их просто в этом случае не понял бы остальной шахматный мир. Конечно, когда-нибудь устраивающая всех (включая Каспарова, то есть, не нокаут) система определения претендента на престол будет отстроена, но когда? А поскольку с высокой долей вероятности к ее строительству будет иметь отношение ФИДЕ, Каспаров с его бойкотом шахматной федерации может остаться не у дел насовсем... Мог, вернее.
Потому что 20 марта Гарри Каспаров в первый раз за много лет должен сесть за доску в соревновании, проходящим под эгидой ФИДЕ. И впервые за соответственный срок 13-й чемпион мира поставил подпись под документом, налагающим на него определенные обязательства и присланным Международной шахматной федерацией, у которой на этой неделе уже два серьезных успеха. Девятого числа Анатолий Карпов снял свои претензии на чемпионское звание, признал чемпионом мира Ананда и отозвал судебный иск к ФИДЕ - всего-навсего за 50 тысяч долларов.
Многие отмечают, что в характере Каспарова есть определенные сходства с другим великим русским шахматистом Александром Алехиным (различий, впрочем, гораздо больше). В середине матча 1935 года с Эйве Алехин, проиграв три партии из четырех и позволив противнику сравнять счет, во всеуслышание заявил: "Я пытался сражаться, как Бог, а теперь буду воевать, как простой солдат". Что, кстати, у него в том матче либо не получилось, либо просто не помогло - Эйве его выиграл. Но через два года Алехин вернул чемпионское звание обратно и больше не отдавал его до самой своей смерти.
Такое впечатление, что Каспаров успел прочувствовать, что он уже - не шахматный Бог. И ему, как и всякому смертному, надо принимать простые и естественные решения, отходя от идущих на Олимпе войн. Которые, тем более, уже заканчиваются.