Ирина Халип

© Новая газета

РасследованияМир

5418

17.03.2009, 15:12

Высшая мера

Яна Полякова покончила с собой в ночь на 7 марта. Накануне Солигорский суд приговорил ее к двум с половиной годам «химии». Обжаловать приговор Яна не собиралась — может быть, потому, что за годы борьбы за права человека она хорошо поняла механизм действия государственной машины. А может, и потому, что сразу после оглашения приговора все для себя решила.

Ей было тридцать шесть лет — отличный возраст, когда человек еще здоров, но уже мудр. Иногда это создает иллюзию всемогущества. Только — не в Беларуси. Здесь невозможно бороться за права человека, если даже свои собственные немногочисленные права ты защитить не в состоянии. Какому такому человеку может помочь отдельно взятый правозащитник? Яна Полякова смогла помочь себе лишь в последнюю ночь и прекратить бессмысленную борьбу против государства. Петля — не самый современный способ ухода. Зато надежный. Это не снотворное, после которого могут откачать, и не вскрытые вены, которые могут зашить. Петля не оставляет времени и пространства для маневра.

30 августа прошлого года, накануне приезда Лукашенко в Солигорск на открытие очередной никому не нужной спортивной махины, Яну увезли в милицию прямо из дома. Просто так, для острастки. В РУВД ее избил участковый, капитан Пугачев. В то время Яна состояла в инициативной группе по выдвижению Ольги Козулиной (дочери бывшего политзаключенного Александра Козулина) в парламент и собирала подписи. Менты зачем-то требовали от Поляковой подписать бумагу о том, что подписи недействительны. Она отказалась, после чего, избитая, попала в больницу. Скорее всего, история с подписями была лишь поводом изолировать правозащитницу от возможных несанкционированных действий во время августейшего визита в Солигорск.

Яна Полякова написала заявление в местную прокуратуру. В возбуждении уголовного дела ей, естественно, отказали. Она обжаловала отказ в областной прокуратуре. Оттуда вообще ничего не ответили. И 9 октября прошлого года Яна написала заявление в инстанцию-выше-некуда — Генеральную прокуратуру, — но отправить не успела.

Когда Полякова выходила из дома, кто-то схватил ее сзади за волосы и начал бить головой о входную дверь. При этом незнакомец говорил: «Сука, когда уймешься?! Это последнее предупреждение…» После «предупреждения» неизвестный спокойно ушел. Яна вызвала «скорую помощь». Бригада диагностировала сотрясение мозга. Полякова снова оказалась в больнице. «Меня хотят еще больше напугать? — говорила потом Яна. — Не буду скрывать, вся эта ситуация меня настораживает, но из города я не уеду и буду добиваться рассмотрения моих жалоб».

Она действительно пыталась добиться признания государства в том, что один из болтов его системы, капитан Пугачев, превысил служебные полномочия. Но добилась совершенно иного. Уголовное дело прокуратура все-таки возбудила… в отношении самой Яны Поляковой. Ее обвинили по статье 400 УК Беларуси в «заведомо ложном доносе». Якобы она оболгала честного милиционера, который не только не бил ее, но и вообще в тех краях в конце августа не находился, а обвиняемую в глаза не видел.

Бессмысленные акции запугивания Поляковой продолжались и после избиения. 10 ноября к ней домой снова пришли из милиции. Яне сообщили, что ее необходимо принудительно доставить в суд, где будет рассматриваться «ее дело». Судья районного суда Савченко даже представила копию постановления о принудительном приводе, но так и не ответила на вопрос, по какому делу. Спустя некоторое время Поляковой неожиданно сообщили, что она может идти домой, никакого суда не будет, да и дела никакого нет. «Меня и оскорбляют, и запугивают одновременно. Провели фактически под конвоем через весь город, хотя могли вызвать в суд повесткой, и я бы сама пришла!» — говорила потом Яна.

Но 3 марта суд все-таки состоялся. Судья Солигорского суда Александр Буравцов признал Яну Полякову виновной в заведомо ложном доносе и приговорил ее к двум с половиной годам «химии» и выплате миллиона рублей «потерпевшему» за моральный ущерб. После суда Яна сказала коллеге—правозащитнику Валерию Щукину: «Я не стану зэчкой». И не стала.

«Для Яны этот приговор был шоком, — говорит Валерий Щукин. — Я почти целый день провел у нее после этого суда, но она твердила только одно: «Я не буду зэчкой». Для нормального человека это действительно шок. Помню, когда меня посадили в первый раз, жена стеснялась в город выходить, ей казалось, что это позор. Видимо, так и у Яны произошло. Она видела полную свою беспомощность, неспособность что-то противопоставить этой травле. Я был на многих судах, но суд над ней был настоящим судилищем».

Возможно, с точки зрения Яны Поляковой, обвинительный приговор действительно был «позором». Не зря же после принудительного привода в суд в ноябре прошлого года она больше всего была возмущена тем, что ее провели под конвоем через весь город. Причем маленький город — из тех, где все друг друга знают. В том числе ее, Яну, и ее маму. И если не за себя, то за маму действительно можно было всерьез беспокоиться. Как она переживет перешептывания на каждом солигорском углу: вон у той тетки дочка — уголовница…

Но, с другой стороны, Яна Полякова — правозащитник со стажем. Она занималась правозащитной деятельностью с 2000 года, знала и видела все, что происходило вокруг: избиения, аресты, гэбэшные провокации, увольнения с работы за участие в митинге или за сбор подписей в поддержку оппозиционного кандидата… И со своим юридическим образованием понимала, насколько все происходящее ломает не только людей, но и любые изложенные на бумаге законы, даже Конституцию. А значит, вероятнее всего, была готова к обвинительному приговору.

И никаких иллюзий: сегодняшние провинциальные чиновничество, гэбуха и ментура в Беларуси еще более омерзительны, чем столичные. Они искренне убеждены в том, что география заканчивается за пределами Минской кольцевой дороги, а в их благословенном краю, не обозначенном на карте мира, можно творить все что угодно, не опасаясь, что однажды за это придется расплачиваться.

Накануне самоубийства Яны Поляковой, 6 марта, в главной государственной газете с гордым названием «Советская Белоруссия» вышла гаденькая заметка, подписанная одним из псевдонимов главного редактора Павла Якубовича. В заметке автор утверждал, будто Яна Полякова сама придумала историю с избиением. Чтобы прославиться. Придумала — и написала заявление об избиении, которого конечно же не было.

В каждой солигорской конторе непременно лежит «Советская Белоруссия». И если Яна действительно, как утверждает Валерий Щукин, боялась дурной славы, то именно эта заметка в дополнение к приговору могла заставить ее принять окончательное решение…

Допускаю, что не лично Лукашенко приказывал избить Яну Полякову, а потом осудить ее и отправить на «химию». Допускаю, что лично он вообще не знал, кто такая Яна Полякова. Но система, им созданная, давно уже работает сама по себе, не нуждаясь в приказах сверху, а упреждая их.

Ирина Халип

© Новая газета

РасследованияМир

5418

17.03.2009, 15:12

URL: https://babr24.news/?ADE=51759

bytes: 6893 / 6893

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Расследования"

Квадробинг: откуда ушки растут. Разбор Бабра

До осени 2024 года мало кто в России знал термин «квадробинг». Однако после того, как депутаты Госдумы поставили вопрос о запрете этого подросткового увлечения, термин и само явление получили широкое распространение, тут же подхваченное СМИ и, главное, производителями атрибутики для квадробинга.

Максим Бакулев

РасследованияМолодежьОбществоРоссия

20969

16.10.2024

Обокравшей ветеранов Пашиновой дали условный срок

Центральный районный суд Красноярска вынес приговор чиновницам, купившим дешевые подарки ветеранам на День Победы. Обе, как и продавцы, отделались условными сроками. Прокуратура будет обжаловать слишком мягкий вердикт.

Саша Савельева

РасследованияКрасноярск

16297

09.10.2024

У феодала Генералова отбирают квартиру черного застройщика Торгунакова

Прокуратура требует признать фиктивной сделку между «феодалом из Солнечного» Евгением Генераловым и экс-депутатом красноярского Горсовета Геннадием Торгунаковым. По мнению ведомства, имущество попытались спрятать, чтобы не досталось обманутым дольщикам.

Саша Савельева

РасследованияКрасноярск

15771

03.10.2024

Инсайд. Мысик: неоконченная история

Вы будете смеяться, но бывшему главному новосибирскому метростроителю Александру Мысику «соорудили пятое уголовное дело».

Ярослава Грин

РасследованияНовосибирск

15014

20.09.2024

Российский КВН: «аполитичная» политическая игра после Маслякова

В связи с кончиной экс-ведущего КВН Александра Маслякова появился хороший повод вспомнить о том, как зарождалась эта игра, почему её не раз запрещали, и при чём тут Масляков. Многие считают (и называют) Александра Маслякова создателем КВН, её родоначальником и бессменным ведущим.

Лера Крышкина

РасследованияОбществоПолитикаРоссия

21701

16.09.2024

Иркутский депутат Александр Сафронов и его тайная жизнь

Бабр никогда не вмешивается в личную жизнь своих «героев» и совершенно толерантен к тому, что они делают за стенами своих квартир.

Михаил Бломберг

РасследованияПолитикаСкандалыИркутск

89576

02.09.2024

«Томскнефть» и Арбитражный суд: про правду и кривду

Акционерное общество «Томскнефть» давно находится в поле зрения Бабра. «Священная корова» томской экономики, которая, казалось бы, должна платить приличные налоги в бюджет, ведёт себя на территории присутствия достаточно вольготно, зачастую игнорируя экологические нормы и загрязняя окружающую среду.

Александра Рубинштейн

РасследованияЭкономика и бизнесТомск

11103

02.09.2024

Бессилие и гнев: борьба внутри «Хрустального парка». Меньшинство, довлеющее над большинством

Мы уже не раз рассказывали про активность инициативной группы поселка «Парковый» в Новолисихе, которая активно борется уже далеко не за свои права, а ведут профессиональную коммерческую войну с застройщиком местного микрорайона «Хрустальный парк».

Ярослава Грин

РасследованияНедвижимостьОбществоИркутск

19987

30.08.2024

Дело Матвеева: право на правду. Интервью Бабра с участником противостояния

Иркутская область богата на резонансные конфликты. Каждая история противостояния – причем неважно кого: общественников, бизнесменов, политиков – уникальна. И каждая, на самом деле, про взаимоотношения двух или более людей. Где с каждой стороны свои интересы. Корыстные или не очень.

Глеб Севостьянов

РасследованияЭкономика и бизнесСкандалыИркутск

36990

08.08.2024

Томское "дело врачей": ложь и 30 сребреников от депутата Госдумы

Когда неделю назад на Change.org появилась петиция в защиту арестованных врачей "Сантэ", семейство Соломатиных - Фельзингер и его "приближенные" блогеры, конечно, не могло не распиарить эту тему. На первый взгляд все выглядит так, будто реально томские медики массово вступились за своих коллег.

Александра Рубинштейн

РасследованияТомск

26146

02.08.2024

Депутат Сергей Тен в роли писателя-фантаста

Депутат Госдумы от Иркутской области Сергей Тен - человек уважаемый и известный. Известный в первую очередь как продолжатель дела своего отца, то есть как дорожный строитель. Однако когда Сергей Юрьевич выходит, как говорится, в публичную плоскость, получается не просто смешно, а смешно и глупо.

Лера Крышкина

РасследованияЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Бурятия

37073

02.08.2024

Мать двоих детей стала жертвой явной юридической ошибки силовиков Иркутска

В интересную ситуацию попали правоохранители, которые ведут расследование в отношении ряда сотрудников РЖД (среди которых нет начальника ВСЖД) в Иркутской области. Расследование привело их в некий правовой тупик.

Ярослава Грин

РасследованияСкандалыИркутск

42417

24.07.2024

Лица Сибири

Миль Михаил

Курбайлов Магомед

Ни Георгий

Виноградов Борис

Степанов Александр

Зюганов Геннадий

Альмухамедов Алексей

Зимин Максим

Боровский Виктор

Юрасова Татьяна