Точка лечения
Правительство готовит госрегулирование цен на лекарства.
Рынок лекарств фактически признан российским правительством самым важным для поддержания социальной стабильности в стране. Во всяком случае, медикаменты - это единственный товар, цены на который могут быть зафиксированы законодательно. Такую возможность не исключил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов, подчеркнув при этом, что, например, на продовольствие госрегулирование цен вводить нецелесообразно. Применительно же к лекарствам, по его словам, обсуждается возможность контроля цен на всех уровнях - от производителя до розницы. «Существует несколько механизмов: когда цена производителя фиксируется, когда устанавливаются тарифным органом предельные надбавки по определенным сегментам, что будет означать максимальную цену такого товара», - пояснил г-н Шувалов.
Введение предельных цен на лекарства правительство, судя по всему, рассматривает в качестве антикризисной меры. Но уже меры не финансово-экономического, а социального характера, направленной на снижение негативных настроений среди малообеспеченных слоев населения или той его части, которая постоянно нуждается в лекарствах, но уже не в состоянии угнаться за их подорожанием. Кроме того, кабинет министров вынужден искать варианты исполнение ранее взятых на себя обязательств перед миллионами льготников. По данным маркетингового агентства DSM Group, с 1 января 2009 года цены на лекарства в свободной продаже в среднем увеличились на 11%, в то время как за весь 2008 год - на 14%. Если цены будут расти и дальше такими темпами, уже во втором полугодии 2009-го у государства могут возникнуть трудности с реализацией программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) и другими закупками медикаментов.
Впрочем, еще до кризиса собственную программу регулирования цен на фармацевтическом рынке подготовили в Министерстве здравоохранения и социального развития. Ее суть сводилась к унификации правил игры на фармрынке во всех регионах России. «Различия в размере торговых надбавок от региона к региону велики, правила работы поставщиков и аптечных сетей не всегда прозрачны, поэтому определить обоснованность цен трудно», -- поясняла недавно «Времени новостей» необходимость пересмотра ценовой политики министр Татьяна Голикова. Сейчас именно предложения Минздравсоцразвития - как чисто экономические, так и административные - рассматриваются правительством в качестве программы госрегулирования цен на лекарства.
В частности, ведомство г-жи Голиковой предлагает ввести обязательную регистрацию предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). А это значит, зафиксировать на какой-то срок цены примерно на 80% всех лекарств на рынке. Кроме того, в Минздравсоцразвития считают необходимым скорректировать порядок ввоза в Россию лекарств, закрепив в правилах обязательность проверки факта регистрации предельной отпускной цены производителя. А также ввести контроль фактических цен на лекарства из списка ЖНВЛС - они должны соответствовать ценам, указанным в контрактах при получении разрешения «Росздравнадзора» на ввоз препаратов. Чтобы проконтролировать соблюдение размера торговых надбавок, установленных в регионах в оптовом и розничном звене, «необходимо наделить Федеральную службу по тарифам, а также ее территориальные органы соответствующими полномочиями, для чего внести соответствующие изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», считают в Минздравсоцразвития. И, наконец, в целях комплексной реализации мер по сдерживанию роста цен на лекарства «целесообразно обязать органы управления субъектов Российской Федерации минимизировать уровни предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства».
Примечательно, что обо всех этих мерах государство и раньше периодически вспоминало, то ограничивая максимальные торговые надбавки, то требуя от участников программ госзакупок регистрировать цены. Однако контроль за размером надбавок в регионах практически отсутствует, а процедура регистрации осталась в основном пожеланием. За несколько лет производители добровольно ограничили отпускные цены только на 20% препаратов перечня ЖНВЛС.
Понимая, что теперь правительство готово перейти от пожеланий к требованиям, представители фармбизнеса хотели бы уточнить детали новых правил игры. «Принципиально понять, какая цена будет фиксироваться -- долларовая или рублевая. Или это будет некое значение, которое можно рассчитать по формуле в зависимости от курса», -- перечислил свои вопросы «Времени новостей» генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев. По его словам, грубые необдуманные меры могут окончательно подкосить отечественную фармацевтическую промышленность.
«Зафиксировать цены в рублях сейчас совершенно нереально», -- считает специалист компании Bayer Алексей Быканов. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» он пояснил, что, даже если цену придется фиксировать в валюте, фармацевтические компании обязательно перестрахуются и заранее укажут цены выше нынешних, «с запасом». Что сразу приведет к очередному повышению цен во всех звеньях торговой цепи.
Значительное же снижение же розничных надбавок может привести к «вымыванию» из аптек самых дешевых препаратов. «Если лекарство стоит пять рублей, то сейчас наценка на него может быть и 50%, и 70% -- иначе заниматься им аптеке невыгодно, -- пояснил «Времени новостей» генеральный директор DSM Group Александр Кузин. - Снижение наценки на все группы препаратов, вне зависимости от стоимости, приведет к тому, что никто не будет продавать дешевые лекарства». Сейчас, по данным эксперта, продавцы сами варьируют наценки так, что в среднем в рознице получается где-то 32%. При этом на дорогие лекарства «накидывают» значительно меньший процент, чем на дешевые.