Борис Булюбаш

© Вокруг Света

ЭкологияМир

21366

09.02.2009, 16:21

Семь бед от обедненного урана

Низкая радиоактивность и отсутствие гамма-излучения ещё не повод считать вещество безопасным.

Как известно, радиоактивность была открыта в 1896 году Анри Беккерелем, а первым источником радиоактивного излучения стал уран или, если быть точным, урановая соль. В известном смысле Беккерелю повезло: его дед, Антуан Сезар Беккерель, был широко известен своими исследованиями минералов и собрал большую коллекцию образцов. Тот кусок урана, который принес Анри Беккерелю славу, был позаимствован им из коллекции деда.

Уже в первые десятилетия двадцатого столетия, после впечатляющих открытий Марии и Пьера Кюри и Эрнеста Резерфорда, явление радиоактивности стало восприниматься как один из символов формирования новой, квантово-релятивистской картины мира. Для физиков радиоактивные элементы уран и радий за короткое время стали самыми важными химическими элементами. А уже в 1921 году поэт Андрей Белый написал пророческие строки:

Мир рвался в опытах Кюри
Атомной, лопнувшею бомбой
На электронные струи
Невоплощенной гекатомбой.

Для научного сообщества эти строчки были лишь необузданной фантазией поэта, однако всего через семнадцать лет, в 1938 году, Отто Ган и Фриц Штрассман открыли деление ядер урана. А ещё через два года стартовал знаменитый манхэттенский проект, завершившийся в 1945 году взрывом атомных бомб — над Хиросимой и Нагасаки. В одной из этих двух бомб в качестве делящегося материала использовался изотоп урана 235U (во второй бомбе использовался изотоп плутония).

Накопление изотопа 235U в количествах, достаточных для создания атомной бомбы, потребовало от создателей атомного оружия гигантских усилий. Действительно, в одном килограмме природного урана содержится 992,7 г изотопа 238U и всего лишь 7,2 г высокорадиоактивного изотопа 235U. Извлечение из урановой руды этого изотопа осуществляется в весьма сложном технологическом цикле, при этом остающийся уран (состоящий в основном из 238U) известен как «обедненный уран»; первоначально его относили к неизбежным отходам атомной промышленности.

Обедненный уран менее радиоактивен, чем собственно урановая руда, и период полураспада изотопа 238U составляет 4,5 млрд лет. Однако в качестве «отхода» он пробыл недолго: военные быстро обратили внимание на его исключительные физические свойства — высокую плотность (19,1 г/см3) и значительную твердость (около 300 по шкале Виккерса). Кроме того, у обедненного урана высокая температура плавления (1132 °С). Всё это делает его ценным сырьем при изготовлении брони и бронебойных снарядов. Весьма существенной оказывается ещё одна его характеристика — большое численное значение сечения захвата нейтронов. Благодаря этому обедненный уран весьма эффективен в качестве защиты от радиации.

Процедура обогащения урана — то есть извлечения из урановой руды изотопа 235U — давно вышла на промышленный уровень, и страны с развитой атомной энергетикой располагают в настоящее время тысячами тонн обедненного урана. Из-за этого обедненный уран относительно дешев, а большой же расход боеприпасов в условиях военных действий делает дешевизну важным фактором. Неудивительно, что в последнее время использование обедненного урана в военных конфликтах сильно увеличилось. Согласно оценкам Программы ООН по окружающей среде (UN Environment Programme, UNEP), только в ходе войны в Ираке на территории страны в виде осколков осталось 1700 т этого вещества. Ещё около тридцати тысяч снарядов с обедненным ураном было выпущено в ходе военных действий в Югославии. Это означает, что после артиллерийских обстрелов в югославской почве осталось в общей сложности от десяти до пятнадцати тонн обедненного урана.

Обычно считается, что никакой опасности для живых организмов радиация обедненного урана не представляет. Во-первых, он является источником только альфа-излучения, а пробег альфа-частиц в плотных средах не превышает десятка микрон. Во-вторых, его радиоактивность исчезающе мала, о чем свидетельствует огромное численное значение периода полураспада атомов изотопа 238U.

Однако в настоящее время опасность того или иного технологического фактора принято определять в первую очередь в статистических исследованиях. Многочисленные же исследования такого рода не позволяют сделать однозначный вывод о радиоактивной безопасности обедненного урана, и специалисты продолжают обсуждать механизмы его возможного радиационного воздействия на человеческий организм. Не говоря уж о том, что высокая химическая токсичность в естественных условиях может оказаться в миллионы раз более опасной, чем его радиоактивность.

Некоторые эксперты считают, что радиоактивность попадающего в окружающую среду обедненного урана может стать причиной онкологического заболевания у тех, кто вступал в какой-либо контакт с урановыми частицами. Так, в опубликованном в мае 2008 году тематическом обзоре Национального исследовательского совета США (US National Research Council) приводятся результаты исследований Джона Уайза из университета Южного Мэна в Портланде (University of Southern Maine in Portland). Согласно Уайзу, пылевые частицы обедненного урана могут вызывать мутации в хромосомах клеток легочной ткани человека. Предполагается даже, что генетические повреждения могут быть связаны с пока ещё неустановленным механизмом взаимного усиления химической токсичности урана и его слабой радиоактивности.

Армейские специалисты к подобным утверждениям относятся скептически, ссылаясь на отсутствие убедительных эпидемиологических данных. Напоминая, что обедненный уран обладает низкой радиоактивностью, они говорят о незначительности эффектов облучения и считают дополнительные исследования в этом направлении неоправданным расточительством. К примеру, исследование трехлетней давности, проведенное Альбертом Маршаллом из Национальной лаборатории Сандиа в Нью-Мексико (Sandia National Laboratories), показало, что даже те военнослужащие, которые получили относительно большую дозу радиации во время войны в Персидском заливе в 1990–91 годах, заболевали раком легких лишь на 1% чаще по сравнению с теми, кто облучению подвержен не был.

Признать право на истину только за одной из двух сторон было бы, однако, непростительной ошибкой, и в этой ситуации несколько авторитетных и влиятельных организаций — Лондонское Королевское общество (The Royal Society of London for the Improvement of Natural Knowledge), правительственное ведомство США по делам ветеранов (US Department of Veteran Affairs), а также руководство ЮНЕП — призвали к продолжению исследований по выяснению влияния обедненного урана на организм человека.

Не дожидаясь начала таких исследований, Крис Басби, сотрудник Института питания растений и наук о почве в Брауншвейге и университета Ольстера, предложил, совместно с директором своего института Эвальдом Шнугом, весьма оригинальную модель возможного влияния обедненного урана на человеческий организм. По мнению Басби и Шнуга, попадающие в организм человека атомы урана становятся своеобразными антеннами-излучателями. Они поглощают фотоны фонового гамма-излучения и затем переизлучают полученную энергию в виде быстрых электронов, то есть интенсивного бета-излучения.

Механизм переизлучения Басби и Шнуг связывают с фотоэлектрическим эффектом. Именно за счет фотоэффекта атомы захватывают гамма-кванты с энергией до 100 КэВ; в атоме фотон передает свою энергию электрону, электрон же попадает в окружающую среду. Способность атомов захватывать гамма-кванты растет как четвертая степень номера химического элемента в периодической таблице Менделеева. Номер урана — 92, а это означает, что это вещество весьма эффективно поглощает фотоны с последующим излучением фотоэлектронов. Например, оно в 450 раз эффективнее атомов кальция.

По словам Басби и Шнуга, возможный вклад фотоэффекта в радиационное воздействие обедненного урана до сих пор никто не пытался оценить. А такое воздействие может оказаться весьма опасным, ведь атомы урана активно связываются с фосфатными группами нуклеотидов в молекуле ДНК, и это обстоятельство становится особенно важным, поскольку в организме человека уран находится в растворенном состоянии (в пище или в воде), что повышает мобильность частиц урановой пыли и увеличивает их способность добираться до тех самых мест, где возможны максимальные повреждения генетического материала.

В своей статье, которая должна быть опубликована в сборнике трудов Института питания растений и наук о почве, Басби и Шнуг пишут: «Проведенные нами расчеты показывают, что для здоровья человека такого рода фантомные фотоэлектроны существенно опаснее химической токсичности урановых частиц и что активность урана как источника фотоэлектронов может в 1500 раз превышать его активность как источника альфа-частиц».

Ганс-Георг Менцель, председатель комитета по радиационным дозам Международной комиссии радиологической защиты (International Commission on Radiological Protection’s committee on radiation doses), считает, что к теории Басби и Шнуга следует отнестись внимательно. В то же самое время он полагает, что в целом эта теория не вполне адекватно описывает происходящее в организме человека. Эти сомнения не помешали Менцелю обсудить идеи Басби и Шнуга в Санкт-Петербурге, на недавнем заседании возглавляемого им комитета. По его словам, некоторые члены комитета «намереваются собрать релевантные данные и провести собственные расчеты для выяснения реального уровня опасности от эффекта, описанного Басби и Шнугом».

Выяснить отношение к данной проблеме представителей разных британских организаций попытались и сотрудники редакции журнала New Scientist. Любопытно, что и в министерстве обороны (Ministry of defence), и в Агенстве по охране здоровья (Health Protection Agency) им ответили, что проверка гипотезы о вкладе фотоэффекта в радиационное воздействие обедненного урана в их планы не входит.

Но Робин Форест из британского Управления атомной энергетики (Atomic Energy Authority) в Калэме отреагировал на их просьбы более содержательно: «Возникает ощущение, что на уровне крошечных частичек урана фотоэффект вполне может объяснить некоторые радиологические проблемы, — сказал он и добавил: — Я надеюсь, что организации, ответственные за радиологическую защиту, исследуют этот вопрос более тщательно».

На дополнительные исследования рассчитывает и специалист в области радиационной биофизики Марк Хилл из Оксфордского университета (University of Oxford). «В действительности нам необходимы более детальные вычисления и оценки доз излучения в реальных ситуациях — как при наличии урана, так и при его отсутствии», — говорит Марк Хилл. Он, однако, не считает фактор фотоэффекта таким же важным, каким его полагают Басби и Шнуг.

Сомнения Хилла в первую очередь связаны с необходимостью учитывать не только фотоэффект, но и эффект Комптона. Ещё в 1923 году американский физик Артур Комптон установил, что при рассеянии на электронах фотоны изменяют свою частоту и направление движения. Особенно важно, считает Марк Хилл, что, в отличие от ситуации с фотоэффектом, рассеянные фотоны фонового излучения не будут поглощаться атомами вещества. С учетом же эффекта Комптона уран захватывает фотоны всего лишь в 4,5 раза эффективнее кальция и интенсивность излучения вторичных электронов будет не такой высокой. Если окажется, что Хилл прав, то модель Басби–Шнуга потеряет всю свою привлекательность. Однако вопрос о совместном эффекте низкой радиоактивности и других видов излучения останется открытым.

Велик соблазн списать и все опасения общественных организаций, и результаты проведенных исследований всего лишь на проявления пресловутой «радиофобии». Но в любом случае очень важно, чтобы эти дискуссии и подобные дискуссии напоминали политикам и военным об ответственности за используемые ими технологии.

Борис Булюбаш

© Вокруг Света

ЭкологияМир

21366

09.02.2009, 16:21

URL: https://babr24.news/?ADE=50678

Bytes: 11749 / 11638

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
newsbabr@gmail.com

Другие статьи в рубрике "Экология"

Экология Иркутской области: почему всё упирается в Братск

История с программой «Чистый воздух» в Иркутской области перестала быть разговором только о цифрах и мероприятиях. Слишком разные ощущения у людей в разных городах, чтобы всё сводилось к единому благополучному отчёту.

Анна Моль

ЭкологияЗдоровьеИркутск

231

11.02.2026

Не печками едиными: почему Красноярск задыхается несмотря на «экологические меры»

В Красноярске уже давно не говорят, что воздух «испортился». Чтобы что-то испортилось, оно должно сначала быть нормальным. Здесь всё иначе: тяжёлый воздух стал привычным состоянием города. Зимой — особенно заметно.

Анна Моль

ЭкологияЗдоровьеКрасноярск

3318

10.02.2026

Снег, нечистоты и старые схемы: экология по-иркутски

В Иркутской области вновь заговорили об отходах — и сразу по нескольким поводам. Истории разные по масштабу и географии, но складываются в одну знакомую картину: там, где система должна работать тихо и незаметно, регулярно всплывают проблемы, которые уже трудно списать на случайность.

Анна Моль

ЭкологияРасследованияЖКХИркутск

11659

06.02.2026

Морозы, мусор и дым: как экология Красноярского края снова трещит по швам

Зима в Сибири давно перестала быть просто временем снега и морозов. Всё чаще она становится стресс-тестом для коммунальных систем и показателем того, насколько хрупкой остаётся экологическая безопасность даже в крупных регионах.

Анна Моль

ЭкологияЖКХОбществоКрасноярск

7546

04.02.2026

Очистные, мусор и большие деньги: как Иркутскую область пытаются привести в порядок

В регионе запускают сразу несколько крупных инициатив, связанных с водой и отходами. Общая стоимость — около 28 миллиардов рублей. Деньги большие, задачи — тоже. Главный и самый ожидаемый проект — реконструкция канализационных очистных сооружений левого берега Иркутска.

Анна Моль

ЭкологияЭкономикаИркутск

11449

30.01.2026

Не вывезли, но отчитались: как в Красноярске тонет система ТКО

В Красноярске пахнет не только дымом, но и мусором. В самом прямом смысле.

Анна Моль

ЭкологияЖКХЭкономикаКрасноярск

9131

30.01.2026

Когда мэрия — соучредитель: чем опасна история со свирским полигоном

Для Свирска история с полигоном твёрдых бытовых отходов внезапно вышла за рамки привычных коммунальных споров. Управление Росприроднадзора по Иркутской области обратилось в Арбитражный суд с иском к компании «Гарант», которая эксплуатирует городской полигон. Сумма требований — 1 143 541 789 рублей.

Анна Моль

ЭкологияЭкономикаРасследованияИркутск

13069

30.01.2026

Чёрное небо не рассеивается: Красноярск живёт в режиме смога уже десятый день

В Красноярске режим неблагоприятных метеорологических условий продлён как минимум до 19 часов 29 января. Об этом сообщает Среднесибирское УГМС. В Ачинске и Назарово ограничения действуют до 15 часов того же дня.

Анна Моль

ЭкологияЗдоровьеОбществоКрасноярск

10042

28.01.2026

Новые котлы, старые проблемы: чему не научил «Чистый воздух»

Прогулка по Покровке с губернатором края Михаилом Котюковым и мэром Красноярска Сергеем Верещагиным выглядела почти образцово-показательно. Несколько домов частного сектора, новые автоматические угольные котлы вместо старых печей, благодарные жители, аккуратно зафиксированные пресс-службой эмоции.

Анна Моль

ЭкологияЭкономикаОбществоКрасноярск

12562

24.01.2026

Сибирская язва под ногами: чем опасны заброшенные скотомогильники Баргузинского района

Стихийные свалки и останки животных заняли десятки гектаров Баргузинского района. В открытой степи разбросаны рога, шкуры, копыта и разлагающиеся туши. По соседству – заброшенные скотомогильники, в числе которых потенциально сибироязвенные.

Есения Линней

ЭкологияПолитикаБурятия

11692

22.01.2026

Экология Иркутской области: что имеем на старте 2026 года

Разговоры об экологических итогах 2025 года в Иркутской области затянулись. Январь 2026-го на дворе, отчёты подписаны, презентации показаны, цифры разошлись по лентам.

Анна Моль

ЭкологияЭкономикаИркутск

10371

22.01.2026

Город под колпаком: как Красноярск переживает очередной режим НМУ

Над Красноярском снова повисло «чёрное небо». Формулировка привычная, почти обыденная, но от этого не становится легче. Режим неблагоприятных метеоусловий продлили до 22 января, и город уже несколько дней живёт в плотной дымке, которая не рассеивается ни днём, ни ночью.

Анна Моль

ЭкологияЗдоровьеОбществоКрасноярск

12549

21.01.2026

Лица Сибири

Хохряков Евгений

Колмаков Алексей

Парцей Петр

Хоменко Валерий

Ермаченко Михаил

Якимов Александр

Ушаков Игорь

Серышев Михаил

Боровский Виктор

Бакуркин Кирилл