Кирилл Рогов

© Новая газета

ЭкономикаМир

2606

10.12.2008, 14:06

Доктор хаос

Что делать, когда представление о норме в экономике утрачено, а аномалии принимаются за норму?

Счастливы народы, имеющие возможность регулярно менять правительство по итогам выборов. Особенно очевидны выгоды этого порядка во время кризисов. Свойственная рыночной экономике цикличность настоятельно требует цикличности и в политическом процессе. Успешные экономические идеи немедленно становятся на рынке предметом массового тиражирования, набирают огромную инерцию и в результате неизбежно перескакивают точку равновесия и потенциал своей эффективности. Доверие к ним резко падает. Наступает кризис. Общество бросает свои прошлые верования и начинает искать новые решения. Следующее правительство формируется на волне критики прежнего и заинтересовано в максимально жестком анализе его просчетов, а придя к власти, избавляется от груза неисполнимых обещаний, затратных проектов и несбыточных надежд, разворачивая сбившийся с курса экономический корабль в обратную сторону.

Несчастны и достойны сожаления народы, живущие при несменяемых правителях. Самою силою вещей эти народы оказываются принуждены тащить на себе ношу «единственно правильного курса». Ибо чем еще можно оправдать несменяемость правительства как только тем, что избранный им курс есть единственно верный и спасительный, а любое отступление от него грозит ужасной гибелью. Особенно печальна участь этих народов во время кризиса. Ибо главной заботой несменяемого правительства в такой момент является не анализ происходящего, но доказательство того, что причина кризиса не имеет никакого отношения к «единственно правильному курсу» и не должна стать поводом отказа от него. Поэтому и пакет антикризисных мер несменяемого правительства обычно по сути своей является «пакетом мер защиты единственно правильного курса».

В прошлый четверг российский премьер-министр вновь разъяснил («дал установку», вспоминая Кашпировского), что кризис наш — не наш кризис, а род чумки, экономической заразы, подхваченной российской экономикой, как и другими экономиками мира, от США. И эта полуправда — спасательный жилет «единственно правильного курса» — будет немало стоить нашим государственным финансам. Потому что в этом случае все пострадавшие равно заслуживают понимания и медицинской помощи от государства.

И правда: как только кризис был признан в качестве заморской эпидемии, больные хлынули в медпункт на Краснопресненской набережной, как школьники в день контрольной. Нефтяники, металлурги, банкиры, ритейлеры, девелоперы — доходность их бизнеса зашкаливала в последние годы как больная. Любимые дети «перегрева» пришли показывать начальству свою температуру. Дескать, войдите в положение, долгов набрали, а денег – нет, то есть, как вы и говорили: безответственность американского правительства довела до ручки. В общем, зайке плохо.

Легкое «кризисное» смещение сознания проскакивает то здесь, то там. Например, почти что повсеместно слышишь: цена на нефть упала за несколько месяцев на 100 долларов, более чем в три раза. Помилуйте, любезные! Но баррель нефти стоил $150 буквально пару дней. А год назад он стоил $75, а два года назад около $60, и все говорили, что «цены на нефть запредельно высоки». Что случилось с зайкой?

Если бы все же в России кабинет министров был сменяем по итогам выборов, то новый кабинет легко поставил бы диагноз: чудовищный перегрев. Это значит, что приток капитала в страну в последние годы был гораздо больше, чем то, что экономика — по своим фундаментальным показателям — могла освоить в качестве эффективных инвестиций. Это значит, что по своим фундаментальным показателям наша экономика выглядит совсем не так, как нам казалось три последних года. И это значит, что представление о норме в экономике утрачено, а аномалии принимаются за норму. Как в случае с ценой на нефть.

Если бы в России было сменяемое правительство, то оно могло бы заявить, что уровень зависимости российской экономики от нефти и сырья сегодня даже выше, чем восемь лет назад. Потому что тогда нефтегазовый комплекс обеспечивал 25% доходов бюджета, а теперь — все 40%. В то время как конкурентоспособность российской промышленности снижалась, и половину всех товаров розничной торговли в России сегодня составляет импорт. Новое правительство, несомненно, указало бы, что опыт участия государства в качестве контролирующего акционера в управлении сырьевыми компаниями потерпел фиаско. И что внешние долги этих компаний на начало 2008 года составили $140 млрд, что равно размеру российского государственного внешнего долга (включая долги СССР) в 1999 году, сокращением которого мы так гордились. Новое правительство должно было бы заявить, что планы хозяйственной экспансии псевдогосударственных структур в промышленности (вроде корпорации «Ростехнологии») должны быть пересмотрены. Потому что создание подобных суперхолдингов в принципе экономически нерационально, а в условиях удорожания кредита и отсутствия внешнего финансирования станет непосильным бременем для госфинансов.

В целом новое правительство вынуждено было бы говорить о болезнях российской экономики, которые глушила денежная эйфория последних лет и которые вновь стали очевидны, когда эйфория кончилась. В то время как несменяемое правительство вынуждено будет лишь обещать и раздавать из госрезервов пилюли от заморской инфлюэнци, убеждая и себя, и нас, что скоро все вернется и снова будет как в 2007-м. Если пить пилюли и не сбиваться с «единственно правильного курса».

Кирилл Рогов

© Новая газета

ЭкономикаМир

2606

10.12.2008, 14:06

URL: https://babr24.news/?ADE=49216

Bytes: 5417 / 5417

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
newsbabr@gmail.com

Другие статьи в рубрике "Экономика"

СЦКК пошёл ва-банк против Бурятии, требуя 330 миллионов

СЦКК из промышленного гиганта внезапно превратился в участника жёсткого финансового торга с властями. После спора с чиновниками предприятие требует у Бурятии несколько сотен миллионов рублей.

Есения Линней

ЭкономикаРасследованияЭкологияБурятия

4906

14.02.2026

«Сегежа» продолжает раскрашивать свои многоэтажные теремки

Компания «Сегежа групп» спит и видит, как бы привлечь казенные рубли для сбыта древесины, которую активно рубит в Сибири. Применяет все возможные лоббистские возможности. Ведь главная перспектива для широкой реализации CLT-изделий компании – бюджетное финансирование.

Георгий Булычев

ЭкономикаОбществоПолитикаИркутск Бурятия Красноярск

8323

13.02.2026

Нам пишут. Вопросы к градостроительной политике: что происходит с архитектурой Улан-Удэ?

В последние годы деятельность Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города Улан‑Удэ всё чаще становится предметом общественной критики. Речь идет как о согласовании архитектурных концепций жилых комплексов, так и о решениях в сфере благоустройства.

Есения Линней

ЭкономикаБлагоустройствоНедвижимостьБурятия

1193

13.02.2026

Золото партии и ржавчина труб, или Почему Бодайбо платит за богатство страны дважды

Для Бодайбо третий месяц зимы 2025/2026 годов стал трагическим: коммунальная авария, разразившаяся в начале февраля, прогремела не просто на весь регион, а на всю страну.

Евгений Павловский

ЭкономикаПолитикаСкандалыИркутск

10045

13.02.2026

Блогнот. А мы все пляшем и смеёмся…

«Сразу три праздничных представления, посвящённых Сагаалгану, пройдёт в Москве для земляков, – с воодушевлением сообщает постпредство Бурятии в Москве.

Есения Линней

ЭкономикаОбществоПолитикаБурятия

6582

12.02.2026

Новосибирский «прорыв» в Репьёво: как новая школа за 600 миллионов не пережила зиму

Школа в селе Репьёво Тогучинского района, которую торжественно открыли всего три месяца назад, не выдержала первого серьёзного испытания сибирской зимой.

Октябрина Тихонова

ЭкономикаПроисшествияОбразованиеНовосибирск

1295

12.02.2026

Томский «Бизбренд» доигрался: как экс-чиновник завалил семь контрактов на 24 миллиона

Томское УФАС окончательно зачистило рынок госзакупок от ООО «Бизбренд-Сибирь» (ОГРН 1157017015781), внеся компанию в реестр недобросовестных поставщиков сразу по семи эпизодам.

Октябрина Тихонова

ЭкономикаБлагоустройствоРасследованияТомск

7380

11.02.2026

Инсайд. Орден Урбанову?

Не нужно глубоко вникать в проблему, чтоб понять — в данной ситуации Урбанову вообще надо было орден дать. В этом деле он однозначно пострадавшая сторона, а не обвиняемая. Как все помнят, очистные в Выдрино строились в срочном порядке.

Фокс Смит

ЭкономикаРасследованияБурятия

10316

11.02.2026

Одноразовые дома для сирот: что вскрыло дело Тудунова после «неожиданного финала»

История с гнилыми домами для сирот в Закаменске получила продолжение. Верховный суд Бурятии отменил решение о прекращении дела и вернул экс-чиновника Александра Тудунова в статус подсудимого. Бабр восстановил картину происходящего со слов людей, напрямую связанных с пострадавшими.

Есения Линней

ЭкономикаНедвижимостьРасследованияБурятия

11735

10.02.2026

Нам пишут. Кризис в строительной отрасли: бурятская специфика

Несмотря на сохранение и расширение мер господдержки — в частности, льготной Дальневосточной ипотеки, — строительная отрасль в России в 2024–2025 годах вошла в системный кризис.

Есения Линней

ЭкономикаБурятия

1797

10.02.2026

Телеграм Бурятии за неделю: побег Бадарханова, кадровые перемены и заступничество Дамдинцурунова

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 2 по 9 февраля включительно. Муниципальный распил На прошлой неделе силовики провели обыски в МУ «Улан-Удэстройзаказчик».

Есения Линней

ЭкономикаПолитикаРасследованияБурятия

13475

09.02.2026

Улан-Удэнский ЛВРЗ – многолетняя кадровая дыра

Улан-Удэнский ЛВРЗ продолжает жить в разрыве между нарративом о значимости для региона и суровой реальностью кадрового голода. Руководство громко обещает развитие, карьерный рост и социальное обеспечение, но отзывы реальных рабочих говорят о большем.

Есения Линней

ЭкономикаОбществоБурятия

2901

06.02.2026

Лица Сибири

Мацуев Денис

Артюхов Евгений

Липатов Евгений

Назаров Валерий

Яблоков Михаил

Милостных Игорь

Колесов Роман

Днепровский Роман

Савельев Александр

Марач Сергей