«Дерево – ель, поэт – Есенин». Экзамен по русской литературе стал необязательным
Идеолог единого государственного экзамена (ЕГЭ), разрабатывавший проект его введения для всех выпускников российских школ, Виктор Болотов уходит с поста руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, и объяснил это тем, что избран вице-президентом Российской академии образования.
Уход автора концепции ЕГЭ совпал с новостью о том, что в этом году российским выпускникам школ не придется в обязательном порядке сдавать литературу на Едином госэкзамене.
«В этом году мы сделали литературу предметом по выбору», - сказал, еще будучи главой Рособрнадзора, Виктор Болотов. Он, как разработчик проекта ЕГЭ, несмотря на многочисленные споры вокруг предложенной им реформаторской идеи, по-прежнему поддерживает его введение на территории России. Однако считает, что эта форма оценки качества образования не должна быть единственной. Отмену обязательности экзамена по литературе поддержал и министр образования и науки России Андрей Фурсенко. «ЕГЭ не может в полной мере проверить знание литературы. Для проверки знаний по литературе надо искать другие формы», – цитирует министра РИА «Новости». Более вразумительных объяснений, почему министерство образования и науки сделали литературу предметом по выбору, от чиновников нет. Новшество, как и следовало ожидать, получило как сторонников, так противников. Несогласные с этой составляющей частью реформы образования направили открытые письма министру образования.
Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга в своем послании так мотивировала свой протест: «...В системе образования существует уникальный предмет, во время которого происходит приобщение детей к русской литературе, к русской культуре, начинается становление русского гражданина и патриота России. Никакой другой школьный предмет не занимается этими вопросами так последовательно и постоянно... На скромных школьных уроках закладывается духовное здоровье нации. Да, предмет труден, требует постоянной серьезной работы - чтения, размышлений, хорошего речевого развития. Возможно, поэтому в среде чиновников, решающих свои, сиюминутные проблемы и не умеющих заботиться о государстве, о его будущих гражданах, возникает стремление сократить, обесценить литературу...».
Преподаватель русской литературы Московской гимназии №1567 учитель с более чем тридцатилетним стажем Лев Иосифович Соболев отметил:
– Конечно, ничего особенно хорошего отлучение литературы от обязательного экзамена не сулит, но, по-моему, и драматизировать особенно не стоит. Во-первых, потому что задание ЕГЭ по литературе неудачное, по крайней мере, пока. Возможно, когда-нибудь научатся их придумывать так, чтобы это было также объективно, как по математике или хотя бы по русскому языку. Честно говоря, мне не очень верится в то, что всерьез можно заниматься литературой из-под палки, то есть из страха перед экзаменом. Разумеется, этот стимул есть. Было бы лицемерием его отрицать или вообще не видеть. И кого-то он всерьез может стимулировать, это чувство ответственности, экзамены и так далее. Честно говоря, мне не очень понятно, чем не угодила прежняя форма экзамена. Все-таки сочинение при всех своих недостатках было вполне репрезентативным экзаменом, так мне кажется. И я, пожалуй, даже могу сказать, что я в этом уверен. То, что придумывается сейчас, ничуть не лучше.
Новость о том, что литературу исключили из списка обязательных предметов при сдаче ЕГЭ, уже активно обсуждается в блогосфере. Здесь кипят принципиальные споры. "Уничтожен единый культурный стандарт России, - возмущается ЖЖ-юзер shurigin. - Отныне выпускники российских школ могут относиться к литературе как второстепенному предмету – труду или пению. Соответственно, очень скоро мы начнём пожинать результат этой реформы. Чтение "Му-му" станет недостижимым уровнем культуры, а Гоголя от Гегеля отличать станут разве что редкие литературные снобы». Впрочем, в ответ на многочисленные возмущения можно привести опрос на знание русской классической поэзии, проведенный в том же интернет-простанстве. С одной стороны ситуация сродни школьному анекдоту, но вряд ли она рассмешит преподавателей русской литературы. С результатами теста познакомит питерский литератор, переводчик и блогер Ольга Серебряная:
– Опрос или тест на знание русской классической поэзии появился 7 марта нынешнего года в журнале Максима Александрова. Он опубликовал три поэтических строчки и предложил читателям своего журнала назвать авторов этих строчек, не консультируясь при этом с интернетом. Строки эти, несомненно, известны каждому бывшему советскому школьнику. Первое – «Сижу за решеткой в темнице сырой...». Второе – «Зима. Крестьянин, торжествуя...». Третье – «Ты жива еще, моя старушка...». По состоянию на вчерашний вечер пост собрал 735 комментариев. Первый же ответ, который появился буквально через минуту после опубликования поста, приписал все три стихотворения Пушкину, что, несомненно, говорит об успехе государственной пропаганды Пушкина. Во втором комментарии, однако, уже появились тревожные нотки, потому что на сцену вышел великий стихотворец Гоголь в качестве автора первой строчки. Но предложившая эту кандидатуру 25-летняя петербурженка, выпускница Университета телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича, призналась, что она не уверена, и обещала покопаться в интернете.
Наиболее распространенным вариантом ответа, который проходит через все 735 комментариев, является триада Лермонтов-Некрасов-Пушкин. Часто встречается вариант - Пушкин-Некрасов-Есенин. Интересен тот факт, что среди юзеров, предложивших неверные версии, нет ни одного человека, который не имел бы высшего образования или незаконченного высшего образования. То есть все люди, приписавшие пушкинского «Узника» Лермонтову, все, приписавшие пятую главу «Евгения Онегина» Некрасову, не только сдавали выпускное сочинение по литературе, но и писали вступительное. Среди поклонников Лермонтова и Некрасова обнаружились несколько молодых журналистов, обозреватель политического отдела газеты из Украины, сотрудник Фонда содействия объединения русского народа, преподаватель факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Несколько неправильно ответивших политологов через некоторое время стерли свои комментарии.
А я провела статистический подсчет ответов, и он дал следующий результат. По первому вопросу безоговорочно победил Лермонтов. Пушкинское стихотворение «Узник» Лермонтову приписали 120 отвечавших, в то время как правильный ответ - Пушкин - указали 83. А кроме того, в качестве авторов указывались Гоголь, Горький, Жуковский и Шевченко.
Второй вопрос меня уже расстроил, потому что я ожидала, что победил Некрасов, но, к сожалению, Пушкин, истинный автор «Евгения Онегина», опередил своего соперника Некрасова. Пушкин собрал 116 голосов, а Некрасов - всего 91.
Особую грамотность российских блогеров выявил третий вопрос. Есенина в качестве автора есенинского стихотворения указали 133 отвечавших, а Пушкина - 71, и Лермонтова в качестве автора есенинского стихотворения указали всего два юзера.
То, что касается серьезных комментариев, там упор был сделан на обсуждение поколения с одинаковой путаницей в головах. Люди сетовали на бессмысленность школьного образования, которое получили нынешние 30-летние. По последнему вопросу при обсуждении авторства Есенина, естественно, многие юзеры вспомнили о том, что путаница между Есениным и Пушкиным уже обсуждалась, как минимум, в двух широко известных источниках - повести Довлатова «Заповедник», где мучимый похмельем главный герой по ошибке читает вместо пушкинских строк, посвященных няне, есенинские, и в новом источнике - фильме «День выборов», где один из героев решает кроссворд и пытается вставить вместо Есенина Пушкина, а Пушкин туда никак не вставляется.
Необходимо отметить, что госэкзамен по русской литературе отправлен в отставку не на совсем. Любой выпускник школы может сдать на экзаменах литературу, как предмет по выбору.