"Проклятый путь" ("The Road to Perdition") в кинотеатрах Иркутска
Фильм начинается очень странно. Почти мистически. Индустриальная Америка. Снег, грязь, дымящие трубы, бедный подросток на велосипеде, продающий газеты и ворующий табак у своего хозяина…
Мальчик оказывается ребенком из весьма преуспевающей католической семьи, зарабатывающим по утрам, перед школой, карманные деньги. Все по-американски…
Однако следующий кадр еще более мистический. Папа берет обоих детей на поминки. Обычные католические поминки. Однако присутствующие ведут себя очень странно - ссорятся, смеются, пьют виски (время действия фильма - 1931 год, сухой закон), танцуют и веселятся...
Спокойная жизнь семьи заканчивается, когда старший сын, Майк, случайно замечает у отца пистолет. Он знает, что отец работает на Джона Руни, который вытащил их семью из нищеты и дал им все, но не представляет, чем занимается ни веселый дедушка Руни, ни его отец.
Мальчик решает забраться в отцовскую машину в одной из его загадочных ночных поездок. И оказывается на подпольном складе виски, где происходит гангстерская разборка, вовремя которой его отец убивает двух человек.
В ужасе мальчик пытается бежать - но попадает в руки отца и его друга, Коннора Руни, сына Джона Руни. И вот тут начинается психологическая драма.
Отец понимает, что сын видел лишнее. И что тому есть свидетель. Был бы он обычным мальчиком - его бы убили без каких-либо сомнений. Однако он - его сын. Но для сына мафиозного босса его сын - простой мальчик, свидетель преступления, за которое в Америке сажают на электрический стул…
Коннор Руни заверяет отца, Майкла Саливана, что всецело доверяет и ему, и его сыну. Инцидент исчерпан. Ганстсерский босс Джон Руни с этим согласен. А его сын - нет. И он приказывает одному из своих должников убить Майкла Салливана, а сам убивает его жену и сына. Младшего. Старший, виновник всего произошедшего, катается в это время на велосипеде…
Майкл остается жив. И его старший сын - тоже. Они ударяются в бега, горя жаждой мщения. Джон Руни и его сын тоже ударяются в бега - в Чикаго, за защитой к главному ганстерскому боссу Аль Капоне.
Аль Капоне внутренние войны не нужны. И бегающий по стране боевик-убийца - тоже не нужен. Он организует встречу с Майклом Салливаном и пытается его уговорить пойти на мировую - однако Майкл хочет мстить.
И Майкл мстит. Не будем вдаваться в подробности и рассказывать, как он это делает. В этом - суть фильма. Скажем лишь, что делает он это при помощи своего сына, умно, жестоко и совершенно необычно.
Фильм - очень странный. Он не вписывается в рамки обычного гангстерского боевика. В нем очень мало убийств, зато очень много актерской игры и очень красивых сцен. Я не знаю, сколько потратили на постеновку этого фильма, но наверняка - много. Чего стоит одна панорамная съемка Чикаго тридцатых годов с улицами, заполненными "Фордами" тех лет.
После фильма создается странное ощущение, что он был черно-белым. Хотя на самом деле он цветной. Вероятно, потому, что вся психология, показанная в фильме - черно-белая. Там нет как такового "гангстерского" фильма - это фильм очень психологический и очень лирический. Можно даже сказать, что это фильм о любви - любви сына к отцу и отца к сыну.
Фильм произвел шок на Венецианском фестивале. От режиссера Сэма Мендеса, автора "Красоты по-американски", ждали что-то типа "Однажды в Америке". А получили сложную и запутанную драму характеров. После Венеции фильм даже критиковали - но очень осторожно, так как критиковать шедевры как-то не принято.
Фильм шокирует и совершенно непривычной для Тома Хэнкса ролью хладнокровного киллера. Шокирует и тем, что на экране - не привычная итальянская мафия, а ирландцы. Шокирует и поворотами сюжета, и поистине трагической концовкой - но это у зрителя еще впереди.
специально для БАБР.RU