Открытое письмо протеста граждан России против введения в государственных школах "Основ православной культуры"
Уважаемые Президент РФ, Председатель Общественной палаты, Председатель Комитета ГД ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, Министр образования и науки РФ.
Мы, граждане России, решительно протестуем против попыток введения преподавания какого-либо вероучения в государственной школе. И в первую очередь этот протест против попыток РПЦ добиться преподавания в государственной школе предмета "Основы православной культуры" (ОПК).
При прочтении предлагаемых учебников по курсу "Основы православной культуры" и рассмотрении программы его преподавания становится очевидным, что ОПК является не культурологическим предметом, а в чистом виде преподаванием православного вероучения. Еще в 1999 году патриарх Алексий II в своем инструктивном письме № 5925 от 9 декабря 1999 года писал:
"п. 7. Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс "Основы православной культуры", это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе."
Этим он однозначно подтвердил, что ОПК изначально рассматривается русской православной церковью как преподавание православного вероучения, и никогда не рассматривался ею как культурологический предмет. Практическая реализация ОПК только подтверждает этот вывод.
Исходя из этого, мы заявляем, что введение преподавания православного вероучения в государственных школах нарушает целый ряд положений и установлений действующего российского законодательства.
2. ОПК – не "культурологический предмет", как заявляется РПЦ. ОПК по сути и букве есть преподавание православного вероучения. Его введение в государственной школе однозначно противозаконно и противоречит положению Законодательства РФ в той части, государство заявляет, что сфера религиозных воззрений находится вне сферы его компетенции. В государственной школе в принципе не может быть преподавания какого-либо вероучения, поскольку это исключает светский характер образования.
3. Введение преподавания православного вероучения в рамках любого компонента образовательного курса противоречит положению закона о том, что религиозное образование разрешается только на добровольной основе — с согласия детей, по просьбе родителей и вне рамок образовательной программы.
4. Введение преподавания ОПК в государственные школы нарушает принцип равенства всех религий и верований. Преподавание в государственной школе православного вероучения при отсутствии равных преференций от государства всем другим зарегистрированным конфессиям (не только "традиционным") является нарушением принципа равенства всех религий перед законом. Кроме того, оно является ущемлением прав всех граждан России, которые не принадлежат к православной конфессии.
Также, беспокоясь о будущем наших детей и рассматривая методы, которые применяет РПЦ для введения преподавания своего вероучения в государственных школах, декларируемые задачи этого предмета и возможность их достижения, возможные скрытые иные цели, которые ОПК стремится достичь, мы пришли к следующим выводам.
Учитывая тысячелетний опыт православного воспитания, материальные, временные и человеческие ресурсы, которые были вложены в него, постоянную поддержку государством (административный ресурс) и, в итоге, практическое отсутствие положительного результата в укреплении морали и нравственности масс даже самих верующих, мы можем констатировать, что в настоящий момент нет никаких оснований (ни доказанных стабильных положительных результатов православного воспитания, ни объективных причин для внезапного увеличения этой эффективности до сколь-нибудь приемлемых масштабов, ни обозначившихся хоть сколь-нибудь устойчивых тенденций укрепления морали и нравственности среди адептов внутри самой РПЦ) считать, что православное воспитание решит декларируемые РПЦ задачи укрепления нравственности и морали.
Не соответствует действительности и утверждение иерархов РПЦ о существовании двух взаимоисключающих путей развития человека: пути разврата, преступности, наркомании и т. п., и пути Веры. Даже сами методы лоббирования введения ОПК, применяемые РПЦ, показывают, что эти пути вполне могут объединяться в одном человеке, и друг друга совершенно не исключают. Не будем останавливаться на том, что в учебниках по ОПК зачастую содержатся положения прямо оскорбляющие религиозные чувства людей, исповедующих иные религии законно зарегистрированных в России конфессий и религиозных групп. Сам факт лжи РПЦ — насаждения в школах преподавания православного вероучения, катехизации детей для увеличения числа ее адептов под видом "культурологического предмета" — однозначно говорит о реальном моральном облике лоббистов от РПЦ. Можно сделать вывод, что в этом вопросе РПЦ следует средневековому принципу "цель оправдывает средства".
Никто из лоббистов ОПК не признаёт существования третьего пути развития человека – воспитания самостоятельного, ответственного, четко понимающего реальный мир и свои задачи, принимающего самостоятельные решения и отвечающего за их последствия человека — человека с человеческим достоинством. Ложь, подлость, воровство и подобное им поведение расценивается таким человеком ниже его достоинства, и он, по собственной воле и желанию, не опустится до них. Этот путь воспитания детей труден для учителя, но, по нашему мнению, только он позволит достичь укрепления морали и нравственности людей. Очевидно, иерархи РПЦ не замечают его потому, что этот "третий" Путь исключает Путь Веры, исключает возможность управления человеком, покуда он отталкивается от фактов реального мира и не может быть обманут опирающимися на слепую веру речами.
Также вызывает большие сомнения в истинности декларируемых РПЦ целей тот факт, что РПЦ стремится начинать преподавание ОПК в государственной школе с младших классов. Учитывая то, что в младших классах у детей отсутствует барьер критического восприятия информации, это стремление РПЦ может преследовать только одну цель – катехизацию наших детей и насильственное внедрение в их сознание православной картины мира и православного мировоззрения. Более того, это мировоззрение препятствует объективному и беспристрастному рассмотрению других возможных мировоззрений и свободному самостоятельному выбору человека среди таковых как основы дальнейшей жизни, который нам гарантирует Закон РФ. Такая "работа" с детьми не может быть названа положительным результатом. Мы категорически против даже призрачной возможности появления такого результата и требуем от государства принять все меры для его исключения.
Мы не сомневаемся в пользе предоставления ребенку сведений о различных религиях, конфессиях и мировоззрениях. Но при этом из всей их массы нельзя выделять какую-то одну. Применяемые клерикалами аргументы о "традиционности" и "многочисленности" православия не могут быть основанием для предоставления одной или нескольким религиям каких-либо преимуществ. Так гласит Закон РФ, и все религии должны быть перед ним равны.
Для того, чтобы дети получали знания о культах, религиях и верованиях, вполне достаточно уже существующих курсов: истории, литературы, культурологических, общественных, которые при соответствующей их корректировке должны беспристрастно и объективно информировать детей о всем многообразии религий, культов и мировоззрений, а не рассматривать их с точки зрения какой-либо одной из религий. Только такой подход даст детям возможность в полной мере реализовать свое право на сознательный, свободный и беспрепятственный выбор вероучения, либо отказ от такового, как гарантирует нам Законодательство РФ.
Права православных верующих и РПЦ соблюдаются уже сейчас. Они уже сейчас по закону имеют полное право на организацию учебных заведений с религиозной составляющей. Это относится и к другим гражданам, исповедующим ту или иную веру. И такой подход представляется нам вполне разумным.
В настоящий момент же мы видим нарушения законодательства, несоответствие заявленного формата "культурологического предмета" его содержанию (преподавание православного вероучения), стремление использовать беззащитность детей для воздействия на их сознание, отсутствие в истории положительных результатов православного воспитания.
Нам, как родителям, необходимо полное исключение риска педагогической ошибки в образовании и воспитании наших детей. А в данном случае, для надежды, что положительного результата в православном воспитании не было 1000 лет, а вот сейчас вдруг он внезапно появится, – оснований слишком мало, чтобы говорить об этом серьезно. А рисковать и проверять все это на наших детях – мы, как родители, категорически против этого.
Мы, родители и граждане России, ТРЕБУЕМ от государства обеспечить обучение наших детей в государственной школе без минимального риска педагогической ошибки и без возможности воздействия на них любого вероучения.
Ведь это НАШИ дети.
Под этим письмом поставили свои подписи 591 человек