Новый «Старший сын»
Иркутская драма готовит премьеру к Вампиловскому фестивалю.
Художественный руководитель Иркутского драмтеатра им. Н.П. Охлопкова Геннадий Шапошников ставит новый спектакль по пьесе Александра Вампилова «Старший сын» на камерной сцене. Премьера состоится 19 сентября в рамках VI Всероссийского театрального фестиваля современной драматургии им. Александра Вампилова. Последний раз спектакль «Старший сын» был поставлен в иркутском драмтеатре в 1969 году при участии самого драматурга.
– Я по мере сил всегда стараюсь рассказать автора, а не себя, – говорит Геннадий Шапошников. – Насколько это мне удастся – судить зрителю и артисту, который занят в спектакле. Последняя инстанция – это Бог.
Решение ставить Вампилова на камерной сцене – принципиальный момент для режиссера. По его мнению, пьеса «Прошлым летом в Чулимске», которую Геннадий Шапошников ставил в драмтеатре ранее, и «Старший сын» были написаны именно для небольшого пространства. Но когда Вампилов работал над ними, как таковой камерной сцены в большом профессиональном театре не существовало. Тогда камерные сцены принято было отдавать под эксперименты или студии.
– Получается, что Вампилов определил пространственное развитие театра. Камерная сцена предполагает душевный разговор – без крика, без надрыва, – рассказываает режиссер. – Мы давно уже нашу камерную сцену превратили в полигон для испытаний и экспериментов. Для «Чулимска» мы подвешивали мост, чтобы исследовать высоту; для «Дяди Вани» разрушили сцену, чтобы увеличить пространство. «Старший сын» тоже будет решен пространственно, то есть будет использована и высота, и ширина.
Главные роли в новом спектакле отданы молодым актерам – выпускникам театрального училища 2007 года. Экспериментальный курс, который готовился специально для иркутского драмтеатра, практически полностью принят на работу в труппу. В новом спектакле бывшие студенты работают вместе с заслуженным артистом России Николаем Дубаковым, и, по словам режиссера, там есть сцена, где вообще непонятно, где ребенок, а где взрослый.
– Этот спектакль командный, у каждого там место значительное, но не главное. Но эта пьеса, конечно, написана про Бусыгина, потому она и называется «Старший сын». А все попытки сделать главным героем Сарафанова – я не думаю, что обречены на какую-то новость или успех, – считает Геннадий Шапошников. – Что-то произошло с человеком, который назвал себя старшим сыном. Другое дело, что этот человек столкнулся с явлением под названием Сарафанов, поменял свою точку зрения на людей и на мир и таким образом спасается. Так что это довольно биб-лейская история.