Георгий Бовт

© Газета.Ru

ПолитикаМир

4964

28.08.2007, 14:07

Провожая ушедший поезд

Недавно видел по телевизору, как министр связи Леонид Рейман, сидя в кабинете президента за традиционным для таких аудиенций трогательным приставным столиком, докладывал хозяину кабинета про то, какое счастье настигнет вскорости даже самые отдаленные российские деревни. Туда, не пройдет и десяти лет, проведут телефон.

Я, конечно, понимаю, что у нас есть закон о связи, а в законе о связи есть положение об универсальной услуге, и там нечто подобное предусмотрено – обеспечение связью бедных и отдаленных. Но мне почему-то еще эти обещания напомнили привычную сцену, скажем, в московском метро. Она настолько привычная, что вряд ли кто уже обращает на это внимание. Помните – когда отходит очередной поезд, то на табло «обнуляется» время и начинается отсчет секунд и минут, они показывают, сколько секунд назад ушел последний поезд? Между тем нормальная человеческая логика подсказывает, что пассажирам вообще-то было бы удобнее и интереснее знать, когда придет следующий поезд, а не отсчитывать время после ушедшего. Но информация в метро организована согласно совершенно другой логике, не совсем «пассажирской».

Проведение в каждую отдаленную российскую деревню стационарного телефона – это как табло уходящего поезда. Это погоня (вернее даже, не погоня, а волочение) за технологиями прошлого века.

И нет тут ни мечты, ни прорыва.

Некоторое время назад – по 1917 год включительно – в составе России была такая малонаселенная территория, как Финляндия. С тех пор она стала одной из самых богатых стран мира до доходам на душу населения, плотность которого, надо сказать, сильно не выросла. И вот несмотря ни на эти доходы, ни на высочайшую степень компьютеризации, до конца эта страна так и не телефонизировалась – в привычном для середины ХХ века понимании этого термина. Там не стали тянуть к каждому хутору телефонную линию, а покрыли всю страну сетью мобильной связи.

Или взять, скажем, Индию, где сотни тысяч деревень – еще более отсталые и еще отдаленнее наших. Именно в этой стране, отчаянно – и порой небезуспешно – пытающейся перескочить сразу через несколько ступеней технологического развития, родилась мысль о «компьютере для бедных». Ценой – всего сотню-другую долларов, но при этом способного выполнять простейшие функции из тех, что обычно и покрывают повседневные потребности невзыскательного «юзера», включая возможность пользоваться интернетом. И уже довольно часто в глухих деревнях, где за весь ХХ века так и не появилось даже электричества (ну, не было у них ни «лампочки Ильича», ни «лампочки Махатмы Ганди»), можно увидеть такую примерно картину: посреди деревни стоит дерево, на дереве висит то ли будка, то ли просто навес, под навесом – гибрид компьютера и телефона. Питание – от дизеля. Можно позвонить, можно послать e-mail в другую такую же дыру. Или разъезжает по деревне человек в рванине на чем-то допотопном двух- или трехколесном, а на багажнике у него – что-то типа кондового таксофона, с IP-телефонией, между прочим.

Индия переживает телекоммуникационную революцию. Это самый быстро растущий рынок мобильной связи в мире, по темпам обгоняющий и китайский, и российский, число пользователей мобильников уже превысило 230 миллионов человек. Теперь на очереди у индийских мобильных операторов та же, собственно, задача, что и у операторов российских, где в больших городах насыщение мобильной связью приблизилась или скоро приблизится к пределу, – двигаться в провинцию, в том числе в совсем глухую, тем более что уж что-что, а электричество у нас почти везде есть со времен коллективизации.

Прорыв в будущее – так прорыв. Ведь на современные средства телекоммуникации много чего можно «нанизать» – и не только рабочие места, но и новую (хотя бы отчасти) ментальность. В 2010 году пользователей мобильной связи в Индии должно быть уже 500 миллионов, то есть почти половина из 1,1-миллиардного населения (в 1998 году телефонами, причем не мобильными, было обеспечено лишь 19% населения, это заметно ниже даже бывших лучших советских показателей).

Соответственно, телекоммуникационный бизнес в глухомани все больше будет строиться вокруг таких с трудом представляемых у нас вещей, как «зарядка мобильников» (между прочим, как ни крути, а одно созданное на деревню гарантированное рабочее место). Как зарядить телефон, если нет электричества? От автомобильного аккумулятора или от дизеля, примерно за 5–10 центов. Вот вам – деревенская «точка роста» бизнеса и капитала. Еще примечательно то, что «деревенская коммуникационная революция» – дело не столько правительства (и, соответственно, бюджета), сколько самих индийских компаний-операторов. Это они предлагают дешевые модели мобильников и тарифные планы, доступные любому, кто имеет хоть какие-то деньги. Они проводят успешные массовые кампании привлечения новых абонентов в самых труднодоступных местах, строят в обстановке бездорожья ретрансляционные вышки. Причем они умудряются как-то делать такой бизнес не убыточным (по-нашему такой убыточный бизнес с социальным уклоном называется «социально-ответственным»), просто бизнес приходится организовывать более гибко и изобретательно, не особо полагаясь на бюджетные целевые программы и всякие нацпроекты. Бизнес оказывается выгодным даже в тех случаях, когда абоненты готовы платить в месяц за связь всего несколько долларов.

Человек с мобильником, даже если он бедный, социально, по своему жизненному поведению, уже отличается от человека без оного, но в деревне которого висит где-то в сельпо дарованный государством телефон-автомат. Такой человек – уже немножечко другой, он уже чуть шире смотрит на мир, чуть больше хочет в этом мире чего-то добиться. И его можно попытаться все-таки втянуть в ХХI век, со всеми его информационными или, как теперь стало принято говорить, нанотехнологиями.

Ну хотя бы некоторых.

P.S. Да, и еще: ну кто-нибудь догадается все-таки поменять в метро табло с «уходящего поезда» на «прибывающий»?

И ведь это у нас – не только в метро.

Георгий Бовт

© Газета.Ru

ПолитикаМир

4964

28.08.2007, 14:07

URL: https://babr24.news/?ADE=39563

bytes: 5920 / 5920

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Политика"

Прямой эфир губернатора. Томские пожарные на грани нищеты, развал здравоохранения и отсутствие транспорта

Прямая линия губернатора обнажила проблемы томичей, которые раньше замалчивались. Про дороги и сроках возведения поликлиник в микрорайонах «Южные ворота», «Северный парк» и «Левобережный лайф» уже только ленивый не поговорил и не написал.

Анна Леро

ПолитикаТранспортЗдоровьеТомск

3123

23.11.2024

А Дарвин уже не тот…

В городе Обь Новосибирской области есть свой Дарвин, достойный премии однофамильца. Депутата Совета депутатов Андрея Дарвина не первый раз задерживают из-за проблем с законом. В этом году – по подозрению в крупном мошенничестве.

Антон Старков

ПолитикаКриминалРасследованияНовосибирск

3017

23.11.2024

Сессия Заксобрания: принятие бюджета и защита Астафьева

Ноябрьская сессия для депутатов Заксобрания Красноярского края выдалась предельно насыщенной – народным избранникам пришлось рассмотреть 71 вопрос. Впрочем, главным предметом депутатского собрания стал вопрос о принятии краевого бюджета на следующие три года.

Александр Тубин

ПолитикаКрасноярск

4201

22.11.2024

Замороженный Уоян. Что стоит за отставкой главы поселения?

Осень 2024 года отметилась беспрецедентным политическим кризисом в поселке Новый Уоян Северо-Байкальского района Бурятии.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыРасследованияБурятия

7212

22.11.2024

Блогнот. Томская экс-неделя

На этой неделе чуть взволновала новость о добровольной отставке депутата Законодательной думы Томской области Марата Валеева, хотя сама новость, как выяснили мои подписчики, яйца выеденного не стоит. По закону избранный депутатом Валеев должен был прекратить адвокатскую практику.

Андрей Игнатьев

ПолитикаТомск

3419

22.11.2024

Не откладываем денежки на потом: разбор бюджета Иркутской области

На минувшей сессии Законодательного собрания Иркутской области, которая прошла 20 ноября, в первом чтении был принят бюджет региона на 2025 и плановый период 2026-2027 годов. При этом уже сейчас известно, что ко второму чтению ожидаются поправки, в первую очередь – на объекты капитального ремонта.

Глеб Севостьянов

ПолитикаЭкономика и бизнесИркутск

5304

22.11.2024

В списках не значился: вычеркивание памятников архитектуры

С 12 по 14 ноября на сайте Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области было опубликовано более 350 экспертиз исторических зданий.

Лилия Войнич

ПолитикаКультураИркутск

12015

21.11.2024

Лекарства вместо врачей, форумы вместо образования. На чем пытается экономить правительство Бурятии в 2025-2027 годах

Бабр подробнее ознакомился с проектом бюджета Бурятии на 2025-2027 годы, который принят депутатами Народного Хурала в первом чтении. Собственные доходы республики стремительно тают, опускаясь ниже 50%.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесБурятия

7961

21.11.2024

Инсайд. Банка с пауками по-красноярски

Сотрудники красноярского департамента градостроительства в растерянности. В понедельник красноярский градоначальник Владислав Логинов представил нового заместителя. Но представил так размыто, что никто и не понял, какую именно должность будет занимать приехавший из Москвы Алексей Тихомиров.

Кирилл Богданович

ПолитикаКрасноярск

3698

21.11.2024

Инсайд. Окладникова и ее «антикоррупционная оговорка»

Закончилась эпопея с выбором министра экономразвития региона. Как становится известно, не стоит ожидать перехода на данную должность амбициозного руководителя фонда Центр «Мой бизнес» Диляры Окладниковой. Ведь такая ротация создала бы для нее определенные сложности.

Ярослава Грин

ПолитикаЭкономика и бизнесСкандалыИркутск

7021

21.11.2024

Худшие главы Бурятии в октябре. Рейтинг Бабра

Октябрь 2024 года в Бурятии запомнился громкими отставками, коммунальными авариями и коррупционными скандалами. Бабр представляет трио глав муниципальных образований, чья управленческая некомпетентность граничит с преступной халатностью. 3.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия

10937

21.11.2024

Сабрина Амо: «Активность наказуема». Интервью Бабра

Наталья Семенова, лидер бурятского отделения «Яблока», преподаватель этики, фронтвумен рок-группы «Аборт Мозга» — фигура противоречивая. В музыкальной среде она известна как Сабрина Амо. Политика, тяжелая музыка, психотерапевтические романы, каратэ — как это все сочетается в одном человеке?

Виктор Кулагин

ПолитикаКультураБурятия

5811

20.11.2024

Лица Сибири

Шапошников Александр

Ковалев Владимир

Брагина Светлана

Гребенщиков Сергей

Дамдинов Алдар

Орноев Владимир

Цвигун Ирина

Шпрах Владимир

Белов Александр

Айдаров Александр