Химики с гуманитарным уклоном
Студенты языковых вузов теперь должны изучать математику, физику, химию и биологию. Если останется время, так и быть, могут познакомиться и с языком.
Госстандарт действительно приведет школу к катастрофе. И не только среднюю, но и высшую.
Стандарт предполагает единые требования в отношении объема материала и глубины знаний на каждом этапе обучения, а следовательно, и одинаковую скорость усвоения материала учащимися. Но ведь способности у всех разные. Только конкретный преподаватель в конкретном классе может определять, чему учить, когда, как долго и каким способом. Это единственно возможный в педагогике подход.
Цель общего образования совсем не в том, чтобы дети зазубрили предусмотренный объем в такие-то сроки и с такой-то глубиной, а в содействии развитию ребенка. Как бы учителя ни бились, дети всегда будут выходить из школы с разным уровнем усвоения программ. И это – нормально.
Но эта норма также означает, что часть выпускников госстандартам соответствовать не будет. Значит, стандарт окажется в лучшем случае фикцией (если на него не обращать внимания), а в худшем – кнутом для учащихся и учителей (если обращать и выполнять).
Стандартизация закрепляет за бюрократией право вмешиваться в творческую деятельность, каковой всегда был учебный процесс. Министерство образования уже фактически указывает преподавателям, чему и сколько времени (читай, каким способом) обучать не только школьников, но и студентов. Не знаю, кому из разработчиков стандартов пришла в голову “гениальная” мысль поразить весь мир “самым наивысшим” российским образованием, но только теперь студенты языковых факультетов будут обязаны изучать математику, физику, химию и биологию в дополнение к столь же обязательным социологии, экономике и физкультуре.
А поскольку время не резиновое, придется значительно сократить часы, отведенные на обучение основному предмету – языку. Ведь трогать непрофильные предметы нельзя – его величество стандарт!
Фактически министерские чиновники потребовали от преподавателей обучить языку без постоянной речевой практики, без обсуждения прочитанных книг, без закрепления фонетических навыков. Но зато с помощью математики и прочих (несомненно, важных) наук.
Может быть, они сначала сами на личном примере продемонстрируют всему миру, как таким оригинальным способом научить человека свободно говорить на иностранном языке?