Чем пахнет Альма-матер?

В моем детстве дворник после схода снега хотя бы раз в неделю мыл двор из шланга, заодно поливая деревья, кусты и цветы. Когда он начинал скалывать лед, к нему с удовольствием присоединялись мы, ребятня, складывая из обледеневшего снега крепости. По улицам летом проезжались поливалки, причем почему-то даже не один раз за лето.

Шли года и десятилетия, дворники сплотились в бригады, торгующиеся на предмет того, кто, что и сколько раз будет мести, и чего делать они не обязаны. Газоны и клумбы дворов, улиц и пришкольных участков, подвергаясь многократному выскабливанию корявыми обломками метел, окончательно потеряли плодородный слой и превратились в мини-пустыни "на дому", пыль с них разносят ветры и поднимают в воздух все те же дворники. Иногда им в этом помогают спецмашины с жесткими сухими щетками. Остатки дворовых и уличных газонов превратились в автостоянки, одуванчики и травы на тех из них, которые еще как-то умудряются выживать, периодически выщипываются то дворниками, а то и специальными фирмами (видимо из тех соображений, что легче будет заметить брошенную бумажку, бутылку, тряпку, или отложенную кем-то "неожиданность"). За недостатком плодородных земель вдоль дорог, решили поднять клумбы вверх, на столбы и стойки - вероятно, еще и принимая во внимание обстоятельство, что там их не вытопчут, не выметут и не переедут.

А на улицах и во дворах все равно грязно...

Можно выскабливать хоть до дыр центральные улицы, а на них будет грязь, грязь и грязь. А в летнюю сушь эта грязь станет пылью и поднимется в воздух. Я имею в виду не мусор, а именно ГРЯЗЬ. Весной и осенью, а также в дожди. Потому что дворы зимой ото льда не освобождают, разве что кое-где песочку чуть подсыпают. А весной их оставляют "дотаивать", летом и осенью их размывают дожди, потому что с асфальтом в наших дворах по большей части серьезные проблемы. И вот из-под асфальтового крошева вымывается земля, да глинистый песочек перемешивается с этой жижей, а весной еще и то, что осаждалось из воздуха, копясь всю зиму, вытаивает из снега. Машины месят эту смесь, не обделяя вниманием и газоны, и обеспечивают вынос получившегося грязевого "теста" на улицы своими колесами... Сквер Ленина - куда уж "центральнее"! - а на аллеях в непогоду и весной сплошное грязевое месиво. Не потому даже, что он не весь асфальтирован, а из-за того, что приучили по нему ездить машины, да из-за неудачной грунтовки, да из-за кошмарно разбитого въезда во двор... Пустыри, какие были, вместо того, чтобы организовывать на них парковки и собачьи площадки, срочно застраивают, результат - машины разбивают тротуары, собаки гадят на газонах, а дворники и чиновники говорят: вы покупали машину (собаку)? Вот вы и должны были думать, где ее ставить (прогуливать)... Город об этом думать не обязан.

А еще город всю зиму, половину весны и половину осени "не обязан" думать о том, что народ уже (или все еще) гуляет по набережной и "тусуется" у драмтеатра. И если в последнем случае обеспеченность урнами практически достаточная - их не убирают на зиму, то в первом - "они все время куда-то деваются"... Достаточно пройти зимой или даже ранней весной вдоль набережной, чтобы убедиться: урны встречаются "у царя" и около причала. В остальных местах имеются на "дальней" аллее несколько "мусорных колодцев" - бетонных кругов желтого цвета. Все же бутылки и стаканчики, а также пакетики и огрызки, остаются на парапете, валясь с него самостоятельно или под воздействием подгулявшей молодежи. К тому моменту, когда урны выстраиваются на своих местах, моторная память завсегдатаев бульвара крепко подводит всех борцов за чистоту родного города: руки с бутылками и бумажками просто сами тянутся в отработанных жестах... Не раз вступала в полемику с великовозрастными "детками", кидающими отнюдь не "камушки с крутого бережка" Ангары, или отрабатывающими удар ногой по стоящей на каменном бордюре стеклотаре - но стадный инстинкт для логических доводов непрошибаем... Да, дворники убирают набережную, и весьма старательно, но! - битое стекло они из гравия выбирать не будут точно. Как и то, что остается по весне на стремительно тающем прибрежном льду после гулявших по нему зимой прохожих и засидевших его довольно плотно рыбаков. Прибрежные же травы, оправившись после весеннего выжигания городскими пироманами, становятся наилучшими мусоросборниками на все лето для всего берега. Вычищать эти участки никто не заставит ни дворников, ни виновников - видимо, бережок выпадает из сферы "чистого города". Только некоторые горожане, гуляя по бережку с детьми младшего и среднего школьного возраста, пытаются "начать с себя", но "узок их круг, страшно далеки они от народа"... Урны же внизу, под бетонкой, это, надо полагать, расточительство - а вдруг вода поднимется? Пара бетонных урн у мостика, например, систематически затопляется... Кто будет их чистить?

Но урны - это всего-навсего проблема бытового мусора, который вода время от времени просто смывает с низкой части берега, и который убирают дворники в остальных частях центра города (в переулках и окраинных районах эти проблемы решаются на уровне средневековья: где навалили, там и лежит, пока кто-нибудь не подожжет). А вот гарантированно "человеческая" кучка удобрения, расположившаяся под елочкой сразу у Драмтеатра, стыдливо загороженная парой набитых чем-то полиэтиленовых пакетов - это другой звоночек. Почему, спрашивается, не работает стационарный подземный туалет рядом с пристанью? Перефразируя Ильфа и Петрова, "он работал при "совке", он работал в перестройку, он работал при Ельцине"... И где? И почему до сих пор не заняли свои места биотуалеты, которых в прошлом году было немало хотя бы в районах гуляний? И почему не предоставляют возможности воспользоваться этими благами цивилизации окрестные кафешки (разумеется, за денежку)? И почему нет указателей, направляющих страждущих людей в нужном направлении? Я уже молчу про остальные городские улицы, не Ленина и не Маркса в районе от их пересечения до берега. В остальном городе для отправления нужды массами проходящих, видимо, предполагается обобществление деревянных нужников частных домов - или срочный марш-бросок к Торговому комплексу и Центральному рынку. Что, лучше осчастливить город еще десятком ювелирных бутиков и филиалов "Эльдорадо", чем опуститься до появлений на улицах надписей "эм и жо"? Но чем тогда объяснить полное отсутствие застенчивости в горожанах, превращающее каждую елочку в скверике или парке и любую подворотню в городе в потенциальный сортир? Ведь даже на набережной, располагающей наибольшим по городу числом заведений "первой необходимости", здание университета, выходящее на бульвар и на улицу Маркса, стало уже традиционной уборной для всей не слишком рафинированной молодежи, "тусующейся" по вечерам на берегу Ангары. И если в прежние времена особо брезгливые гуляющие могла заскочить внутрь здания и воспользоваться туалетом заведения, то теперь внутрь можно пройти, только имея пропуск или студенческий...

Э, да что там молодежь! Прижмет - не отвертишься, не бежать же от "Цезаря", к примеру, до Дворца спорта. А в отличие от собачьего помета, человеческий куда "ароматнее", да и объемнее порой, да и консистенции не такой, чтобы метелкой его дворник мог замести в кучку.

Если собаку или кошку годами приучать, извините за натурализм, какать и писать на пол в квартире, отучать ее потом от этого придется тоже очень и очень долго - обязательно предоставив возможность делать свои "делишки" там, где положено, и ОБЯЗАТЕЛЬНО же наказывая, если сделают "не так". Горожан наших к справлению естественной нужды "где придется" приучали десятилетиями. В прошлом году, худо-бедно, в очень отдельных районах города им все же предоставили "специально отведенные" места. Это не мешало очень и очень многим поступать так, как они привыкли, но именно второй составляющей - наказания за плохое поведение - как раз и не последовало. Видимо, предполагается, что люди существа настолько разумные и духовные, что скорее сделают свои дела в мешочек или бутылочку, которую потом выбросят в мусорный контейнер, чем испачкают травку на газоне или стенку дома? Так потребности, о которых идет речь, относятся к древнейшей животной составляющей человека, и в них участвует не только сознательная деятельность, но и рефлексы - как условные, требующие подкрепления, так и безусловные, требующие просто определенных поступков. Те же, кто управляет городом, видимо, и не из плоти и крови сделаны, и с чернью не общаются, и о психологии слыхом не слыхивали, все только о высоком думают, о Цифрах да о Мероприятиях, да о Показателях Роста...

Вот и интересно: кто же, в конце концов, должен беспокоиться об урнах (которые должны стоять как минимум во дворе каждого дома и через каждые сто, хотя бы, шагов по всем улицам) и туалетах (причем не только платных - платные должны только расширять сеть услуг)? И кто должен "тыкать носом" "ходящих под себя" совсем даже не инвалидов? Каждый гражданин сам? Бабульки из территориального самоуправления? Студенты и школьники на общественных началах?

И неужели городской бюджет так велик, что тысячи и десятки тысяч штрафов за неправильные парковки и нарушение порядка для него - лишние? Ну на самый худший случай - неужели эти деньги были бы лишними нашим доблестным охранникам общественного порядка?

URL: https://babr24.news/?ADE=37367

bytes: 9264 / 9264

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Анна Машерова, редактор.

На сайте опубликовано 114 текстов этого автора.

Лица Сибири

Торопов Михаил

Корняков Михаил

Мингалеев Фарит

Михельсон Анастасия

Григорьева Марина

Панченко Сергей

Виниченко Николай

Будаев Зоригто

Жилкин Олег

Павлюк Леонид