Туркменбаши создал проблем всем
Сегодня ранним утром прошла неожиданная новость о кончине пожизненного президента Туркменистана Сапармурата Ниязова, более известного своим почетным титулом Туркменбаши (Отец туркмен). Правитель Туркменистана умер от остановки сердца.
В общем и целом, смерть туркменского президента была одновременно ожидаемой и неожиданной. После того, как Туркменбаши перенес операцию коронарного шунтирования, было понятно, что долгожителем ему не быть. Примерно за месяц до кончины в печать просочились сведения об ухудшении здоровья президента, тут же бодро опровергнутые туркменской стороной. Смерть его была важным политическим фактором, потому что основную часть властных полномочий ныне покойный президент исполнял лично, никого не подпуская к власти. Но неожиданность состояла в том, что было неизвестно, когда это событие произойдет.
Теперь смерть Туркменбаши стала свершившимся фактом, и все эксперты уверены, что Туркменистан, а вместе с ним и вся Центральная Азия, стоит на пороге больших и бурных перемен.
Во-первых, без руководителя остался Туркменистан, как страна. Туркменбаши исполнял функции пожизненного президента и председателя Хал Маслахаты. Формально власть должна перейти к председателю Меджлиса, который должен был исполнять функции президента до выбора нового. Но после превращения Халк Маслахаты в постоянно действующий «надпарламент» под руководством самого Туркменбаши, сложилась коллизия, в которой пост и.о президента Туркменистана будут оспаривать председатель Меджлиса и заместитель председателя Халк Маслахаты. Сейчас и.о. президента назначен вице-премьер Туркменистана, министр здравоохранения Гурбангулы Бердымухаммедов, однако, видимо, настоящая борьба впереди.
Во-вторых, без руководителя осталась политическая организация Туркменистана – Демократическая партия Туркменистана.
В-третьих, распалась система совмещения в руках одного человека законодательной, исполнительной и партийной власти. Вот это представляет собой наибольшую трудность, поскольку за 15 лет независимости Туркменистана никаких политический традиций разделения властей так и не возникло. Наследники Туркменбаши будут пытаться воссоздать режим личной и абсолютной власти и потому трудно себе представить даже масштаб соперничества.
Сейчас реальная власть в стране принадлежит Совету безопасности Туркменистана, который возглавляет министр обороны Агагельды Мамедгельдыев. Этот орган проводит меры по сохранению общественного порядка, заведует проведением траурных мероприятий и назначил состав похоронной комиссии во главе с заместителем председателя Кабинета министров Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедовым.
После семидневного траура, 26 декабря должен собраться Халк Маслахаты, на которое и будет вынесен вопрос о власти. За эти семь дней может произойти решительно все, что угодно.
Делать прогнозы в условиях крайнего недостатка информации и неопределенности ситуации – дело неблагодарное.
Потому ситуацию пока можно будет спрогнозировать следующим образом в самых общих чертах. Во-первых, не важен сам претендент на президентское кресло, сколько важен постниязовский политический расклад и распределение властных функций между его наследниками. Этот вопрос сейчас наиболее неясный и спорный.
Круг претендентов на пост главы Туркменистана, во-вторых, невелик и исчерпывается всего лишь несколькими персонами: секретарь Совета безопасности и министр обороны, заместитель председателя Халк Маслахаты, заместитель председателя Кабинета министров, нынешний глава похоронной комиссии, председатель Меджлиса, заместитель председателя Демократической партии Туркменистана. Это персоны, обладающие наибольшими шансами на занятие властного кресла.
В-третьих, сын Туркменбаши не был введен в политическую систему страны, и может быть поставлен к власти только в качестве марионетки более могущественных сил. Аналогично можно сказать и о других родственниках Ниязова и представителей клана.
От имени Государственного совета безопасности Туркменистана было провозглашено, что Туркменистан будет и впредь выполнять все подписанные соглашения и договоры. Однако эксперты уже стали высказываться по поводу того, что смерть Туркменбаши может серьезно изменить рынок энергоносителей в СНГ, особенно рынок газа, на котором Туркменистан был одним из главных поставщиков.
Смерть президента Туркменистана задолго до сегодняшнего дня рассматривалась как серьезный фактор дестабилизации ситуации в Центральной Азии, и начало эпохи больших политических перемен. Теперь эта эпоха наступила.