Онищенко добрался до школ. Неужели запретит?
В общем, есть два пути: или Медведев реформирует школы, или главный санитарный врач их закроет.
Новый учебный год начался на прошлой неделе. 160 тысяч директоров российских школ выстроились в линейку перед Роспотребнадзором и МЧС. До сих пор стоят — рапортуют о своей готовности к 1 сентября. Каждый второй директор находится на грани нервного срыва.
Требования к школам в этом году ужесточились. Геннадий Онищенко озаботился здоровьем школьников. Поэтому он приказал максимально приблизить еду в ученических столовых к домашней и обогатить рацион. Для этого надо организовать полноценные горячие обеды, запретить продажу чипсов, газировки, шоколада и включить в меню такие полезные продукты, как молоко, фрукты, мясо и овощи. Попутно возник вопрос об оборудовании в пищеблоках. В 80% школ, с удивлением узнал Роспотребнадзор, они изношены. Значит, их необходимо отремонтировать или заменить. Главный санитарный врач с чувством говорил о здоровье и болезнях российских учеников. Выбрасывал все новые и новые лозунги. Освещение! Вкрутить все лампы и проследить, чтобы свет падал на школьника с нужной стороны. Медпункты! Оборудовать во всех школах, так как нацпроектом в сфере здравоохранения запланирована прививочная кампания. Мебель! Починить старую и купить новую в соответствии с санпином. Спортзалы! Оборудование, отопление, освещение. Канализация, водопровод… И, само собой разумеется, косметический ремонт.
К предписаниям доктора Онищенко прибавляются указания Противопожарной службы МЧС. Они требуют сигнализацию, исправность проводки, отсутствие горючих материалов.
К сегодняшнему дню МЧС приняло только 50% школ. Онищенко — 20%. Глобальные проблемы — канализацию и отопление — Роспотребнадзор позволил решать не сразу. «Но такие элементарные вещи, как освещение в школах, текущий ремонт и подготовка пищеблоков, должны быть решены при любых разговорах об отсутствии денег. В регионах деньги есть», — заявил Онищенко. Осталось эти деньги найти.
В школах разыгрываются драмы. Завучи, учителя и завхозы осваивают рабочие профессии. Сдирают обои, снимают недавно выстеленный линолеум, счищают масляную краску. Ищут деньги на кафель в кабинет врача, холодильную установку, печку и протекающую крышу. Рыскают по еще не запрещенным Роспотребнадзором поставщикам фруктов-овощей и считают, сколько теперь должен стоить школьный обед.
Требования Геннадия Онищенко и МЧС, конечно, резонны. И родители с ними согласны. Но они не адекватны возможностям школ. Все равно что выписать пенсионеру с положенным государством доходом в три тысячи рублей эффективный препарат за 4500. Врачи в государственных клиниках исходят из возможностей пациента. В негосударственных — из суммы страховки. Несмотря на то что российское образование уже пережило все возможные страховые случаи, выплаты от государства не предусмотрены. Только указания.
Бюджет страны вырос на 40 процентов. Расходы на образование увеличились на 26%. Инфляция — 10% в год. Обеспеченность школ бюджетными деньгами — 40% от необходимой потребности. Школы еще работают, потому что у школьников есть родители, а у родителей — деньги.
Грозные реляции МЧС и Роспотребнадзора Минобрнауки пытается смягчить и уменьшить аппетиты этих структур (свой рацион оно уже давно свело к возможному для поддержания жизни минимуму). В прошлый вторник министр Андрей Фурсенко заявил, что, конечно, половина школ не готова к учебному году, но готовность их все же лучше, чем в 2005-м. Какие-то проблемы Рособразование решит до 25 августа, а более серьезные — до 2007 года. Поэтому, чтобы не нарваться на критику системы образования, Минобрнауки на многое закроет глаза — и большая часть школ откроет двери к 1 сентября.