Доллар получил смертельно полезную инъекцию
Американский доллар явно не хочет сдаваться. Положительная коррекция американской валюты затянулась на 3 дня, что стало определенной неожиданностью на фоне сложившейся тенденции к ее ослаблению.
Вчера на торгах на ММВБ официальный курс доллара США составил 26,8801 руб./$, увеличившись на 2 коп. к предыдущему значению. За понедельник и вторник американская валюта выросла в стоимости на 15 копеек. Причиной мощной контратаки доллара по-прежнему остаются события на международном валютном рынке FOREX, где американская валюта продолжает отвоевывать утраченные ранее позиции.
Триумфальное шествие евро оказалось прерванным под воздействием двух основных факторов, к которым вчера добавился еще и третий. Первым из них, как мы отмечали ранее, стали высказывания главы ФРС США Бена Бернанке, из которых большинство аналитиков делает вывод о том, что на предстоящем 29 июня заседании ФРС процентная ставка будет вновь повышена.
Не пошло на пользу единой европейской валюте и вчерашнее решение европейского Центробанка о повышении процентной ставки по зоне евро на 25 процентных пунктов – с 2,50 до 2,75%. Действия ЕЦБ не удовлетворили приверженцев единой европейской валюты, так как многие из них полагали, что ставка будет повышена сразу на 50 процентных пунктов. Еще больше разочаровало их выступление главы ЕЦБ Жан-Клода Трише в ходе пресс-конференции в Мадриде. Повышение ставок направлено на сохранение ценовой стабильности и должно обуздать долгосрочные инфляционные ожидания – заявил главный банкир Европы. По его словам, ЕЦБ продолжит пристально следить за развитием экономики, чтобы обеспечить ценовую стабильность в дальнейшем.
Выступление Трише, которого с таким интересом ждали участники валютного рынка, показалось им чересчур расплывчатым и не позволяющим делать более или менее определенные выводы относительно денежно-кредитной политики ЕЦБ. Кроме того, Трише объяснил вчерашнее повышение ставок инфляционным давлением, что добавило масла в огонь разочарований и подхлестнуло падение евро.
Однако если отмеченные выше факторы можно отнести к разряду предсказуемых, то сообщение об уничтожении в Ираке силами коалиции второго по значимости (после бен Ладена) террориста, Абу Мусаба аз-Заркави, стало для рынков полной и крайне приятной неожиданностью. Конечно, наивно полагать, что это известие способно будет сломить сложившуюся на рынке тенденцию, однако для того, чтобы слегка "потрепать" позиции евро, его вполне достаточно. Уничтожение аз-Заркави говорит в пользу того, что ситуация в Ираке не является такой уж безвыходной и дает надежду на скорый уход оттуда США или, как минимум, сокращение американского присутствия. На протяжении нескольких последних лет иракская война являлась тяжким бременем для экономики США, а значит, любой значимый сигнал о возможности скорого ее окончания является бальзамом на раны Америки.
На сообщение о смерти аз-Заркави отреагировали и основные товарные рынки. Так, по данным агентства Bloomberg, июльские фьючерсы на нефть марки WTI на Нью-Йоркской товарной биржи (NYMEX) на 12:00 снизилась на 1,8% – до 69,91 $/баррель. На Лондонской бирже цена на нефть марки Brent упала на $0,65 доллара до 68,54 $/баррель. Известие из Ирака подхлестнуло падение цен и на другой важнейший мировой товар – золото. По данным Reuters, к 14.35 мск цена золота (спот) в Нью-Йорке опустилась до $617,10/618,10 за тройскую унцию с $629,30/630,00.
И все же происходящее на мировых рынках не дает пока оснований спешить с выводами. По крайней мере, говорить о сломе тенденции в пользу доллара преждевременно. Более того, сегодня в США ожидается выход данных о состоянии торгового баланса (за апрель). По предварительным прогнозам, дефицит баланса возрастет до $65,0 млрд с $62,0 млрд в марте. В случае, если данный прогноз окажется верным, валютный рынок получит еще одну значительную порцию негатива, что явно не пойдет на пользу доллару. Основной же интерес, связанный с последними событиями, состоит не в том, что нисходящий тренд по доллару окажется сломленным под воздействием описанных событий. Реакции рынков говорят несколько о другом – а именно, о том, что, несмотря на экономические и политические сложности, запас прочности доллара, равно как и самой американской экономики, по-прежнему достаточно велик.