Иван Хлудов

© Yтро.Ru

Гео Мир

2924

01.02.2006, 12:49

Китайские граждане могут стать прекрасными россиянами

В советские годы была популярна шутка: "Оптимисты учат английский, пессимисты – китайский, реалисты – автомат Калашникова". Если говорить о нынешнем российском Дальнем Востоке, то в последние годы вариант с изучением китайского языка из сферы пессимистических прогнозов неумолимо переходит в сферу новой реальности.

Этнический облик российских дальневосточных областей меняется стремительно. Самое удивительное в этой ситуации заключается в том, что она развивается стихийно, при полном отсутствии какой-либо вразумительной долгосрочной миграционной политики.

Едем мы, друзья, в дальние края

Российская империя, а затем Советский Союз всегда стремились заселить эти в большинстве своем суровые восточные окраины собственными гражданами из европейской части страны. Основных методов было два: под конвоем и без. Во время столыпинских реформ можно было стать добровольным переселенцем и получить за это освобождение от воинской повинности, податей, подъемные и перегонные средства, а также надел земли для возделывания. В 30-е и 40-е гг. ХХ в. во внутреннем миграционном процессе на дальневосточные рубежи Родины преобладал конвойный вариант. Были, конечно, и комсомольцы-добровольцы, однако добровольность эта часто была условной. Вербовка в качестве вольнонаемного на стройки Дальнего Востока давала шанс (хотя и без гарантий) избежать волны повальных арестов, вырваться из полуголодного колхозного прозябания, а для кого-то и скрыть социальное происхождение.

Начиная с конца 50-х преобладающее значение получает материальное стимулирование. Районные надбавки, возможности быстрого карьерного роста и получения жилья действительно приводили немалое количество людей на местные "ударные" и "комсомольские" стройки. Однако добровольцев катастрофически не хватало. Так, дальневосточный участок БАМа пришлось строить военным строителям. Поток зэков, хоть и несколько поиссякший, также вносил свой вклад в экономическое развитие этих территорий. Шли годы, но одно оставалось неизменным – край с суровым климатом и богатыми природными ресурсами нуждался в людях. Однако начиная с 1990-х гг. россияне в массовом порядке начали покидать эти края, и сейчас здесь на огромной территории проживает всего около 6 млн человек, для которых родным языком является русский.

На границе тучи ходят хмуро?

Китайцев только в Китае 10 раз больше, чем россиян. Эта абстрактная арифметика обретает зримое воплощение для жителей обоих берегов пограничного Амура – плотность населения на российской стороне в 30-50 раз меньше, чем на соседней китайской. В целом же плотность населения на российском Дальнем Востоке составляет 1,2 чел. на 1 кв. км, в то время как плотность населения в трех северо-восточных провинциях Китая, граничащих с Россией (не самых, кстати, густонаселенных), составляет 124,4 чел. на 1 кв. километр.

Либерализация погранично-визового режима в 90-х годах привела к тому, что должно было произойти по всем известных законам физики или, если хотите, социологии. На российский Дальний Восток началась массовая миграция граждан соседнего Китая. Большинство из них в качестве средства нелегальной иммиграции воспользовались туристическими визами. В отдельные годы обратно на родину возвращалось не более 20% таких "туристов".

Система на российской стороне устраивает многих. Предприниматели получают дешевую и бесправную рабочую силу; те, кто распоряжаются сельхозугодиями, – арендную плату; население – изобилие дешевых товаров китайского производства на многочисленных рынках. У противников миграции из Китая не так много аргументов. Главный из них – при сохранении существующих тенденций Дальний Восток станет регионом России, где этнические русские окажутся в меньшинстве. Все остальные аргументы звучат не столь вразумительно. Дело в том, что китайские мигранты – не самые плохие соседи. Ведут себя тихо, работают много, нетребовательны. Китайский криминалитет, безусловно, присутствует, но традиционно предпочитает действовать в своей этнической среде. Как показал опыт Нового Орлеана и Парижа, китайские этнические сообщества не являются источником массовых беспорядков. Более того, во время массовых беспорядков 1990-х гг. в Лос-Анджелесе кварталы, населенные выходцами из Юго-Восточной Азии, были анклавами спокойствия и даже выставляли на охрану собственности и общественного порядка самодеятельные группы этнической милиции.

Часть приехавших китайцев быстро богатеет. Это может кого-то раздражать, но для России как для страны новые китайские богатые на ее территории – явление, скорее, положительное. Считается, что трехтысячелетняя культура делает китайцев неспособными к ассимиляции и, соответственно, восприятию обычаев чужой страны. Действительно, китайцы чрезвычайно привязаны к своей традиционной культуре, однако пример США показывает, что, не оставляя своих культурных корней, китайская молодежь быстрее воспринимает английский язык и эффективнее использует американскую систему образования, чем их сверстники из многих других этнических сообществ, например мексиканского.

В общем, становится ясно одно – такой, как была раньше, жизнь на Дальнем Востоке уже не станет. Не будет больше границ на замке, железных занавесов с обеих сторон и "этнически чистых" поселков барачного типа на северном берегу Амура. Строительство новой китайской стены не нужно ни Китаю, ни России и принесет больше проблем, чем решит.

Например, вызовет ухудшение российско-китайских отношений, недовольство дальневосточной российской элиты, застой в экономике. А вот в целях и приоритетах своей миграционной политики на Дальнем Востоке России следовало бы определиться. Например, решить, что в будущем Дальний Восток в составе России может сохраниться только как экономически процветающий многонациональный регион с полиэтнической культурой, сформировавшийся на базе русской культуры и русского языка. И после принятия такого стратегического решения переходить на введение национальных миграционных квот, особое внимание уделяя стимулированию миграции в эти края молодежи из республик бывшего Союза, владеющих русским языком.

Они – некитайцы!

Более пристального внимания заслуживает и собственно миграционный поток из Китая. Воспринимающийся с российского берега как этнический монолит, Китай в самом деле таковым не является и никогда не являлся.

В КНР даже по заниженным официальным данным проживает 55 национальных меньшинств общей численностью в 100 млн человек. Неофициальные источники называют цифры в 4-5 раз больше. Говоря другими словами, некитайцев в Китае, по самым скромным подсчетам, проживает больше, чем русских в России. Из-за компактного проживания национальных меньшинств по окраинам национальный вопрос является очень чувствительным для КНР.

Некоторые из китайских национальных меньшинств – тибетцы, уйгуры, монголы – даже живя в городах, не ассимилируются китайским большинством и формируют свои этнические гетто. Другие, объявленные на официальном уровне китайцами-хань, сами себя таковыми не считают, хотя и предпочитают это не афишировать. Искусственно квотируя миграцию китайских национальных меньшинств, Россия могла бы решить сразу две задачи: создание более полиэтничного населения и привлечение довольно лояльных к новой родине граждан (в случае, если мигранты будут чувствовать новые возможности для сохранения и развития национальных культур – выпуск газет и журналов, неподцензурный Интернет).

Не стоит забывать о наличии в Китае и религиозных общин, испытывающих постоянное давление. Например христианских. Используя американский путь привлечения иммигрантов, покидающих свою страну по религиозным причинам, Россия также может получать новых и законопослушных граждан с относительно высоким социальным и образовательным статусом. Тем более что упомянутые тибетцы и монголы вообще исповедуют буддизм в форме ламаизма – то есть одну их четырех традиционных религий России. Что касается собственно этнических китайцев, следует отметить, что при всей своей приверженности традиционной китайской культуре в массе своей они открыты миссионерской деятельности. На массовое крещение или, тем паче, обращение в иудаизм китайцев рассчитывать не стоит (хотя среди китайцев есть и православные, и иудеи), однако даже отдельные обращения в традиционные для России религии очень важны, так как формируют тонкую социальную прослойку активного взаимодействия между разными этническими общинами.

Особая тема – принятие политических иммигрантов из Китая.

Естественно, описанные проекты предполагают не только более высокий уровень жизни в России, но и высокую степень ее демократического развития и гражданских свобод.

Итак, для сохранения российских государственных институтов, русской культуры и языка на Дальнем Востоке существует единственный путь – проводить взвешенную и сбалансированную миграционную политику, направленную на рост полиэтнического по своему составу населения со значительными инвестициями в образование. Такое образование должно включать адаптационные курсы для взрослых, а главное, полноценное образование для второго поколения иммигрантов. Последнее особенно важно. Качественное и доступное образование на русском языке, реально делающее возможность детям первого поколения иммигрантов стать полноценными российскими гражданами и двигаться вверх по социальной лестнице, может явится самым главным фактором, способным обеспечить территориальную целостность России на ее восточных окраинах.

Иван Хлудов

© Yтро.Ru

Гео Мир

2924

01.02.2006, 12:49

URL: https://babr24.news/?ADE=27492

bytes: 9362 / 9341

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Экономика"

Закрытые «Ворота Байкала»

Эксперты выясняли, почему с Особой экономической зоной в Иркутской области ничего не получилось. Большое Голоустное. Фото с сайта baikaler.

Алиса Канарис

ЭкономикаБайкал

16578

02.11.2015

Салатовая революция подавлена… росчерком пера

С 26 октября Росавиация своим решением прекратила действие сертификата эксплуатанта «Трансаэро». По мнению многих экспертов, это означает конец эпохи конкуренции в авиаотрасли и начало новой, где существуют предельно ясные приоритеты государственных компаний... И добиваться их можно любой ценой.

Максим Бакулев

ЭкономикаМир

10129

28.10.2015

Братская Дума планирует поднять налоги в несколько раз

Вчера сайт www.antonenkov.com опубликовал информацию о том, что власти Братска планируют увеличить налоговую ставку на землю под гаражными кооперативами с 2016 года в три раза, а с 2017 - в пять раз.

Елена Фортуна

Экономика

7560

22.10.2015

Власти Братска сократят зарплату работникам учреждений культуры

Администрация Братска планирует сократить заработную плату работникам учреждений культуры. Руководителям учреждений необходимо отказаться от надбавок и доплат сотрудникам.

Андрей Васильев

Экономика

10027

21.10.2015

Энерготарифы: уравнение со всеми неизвестными

Одной из примет общественной жизни в соседних с Иркутской областью восточных регионах — Республике Бурятии и Забайкальском крае — является периодическое «энергообострение», пик которого выпадает на осень. Не стал исключением и нынешний год.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

7873

13.10.2015

Блогнот. Кушать очень хочется, а что-то все пропало

Ну вот и подходит к финалу пьеса “собирания земель”. Все стало ясно после того как нефть упала ниже 50 долларов, а импортные продукты в России показательно начали давить тракторами. А что же дальше? Удивительным образом в начале августа совпали несколько событий. Давайте по порядку.

Виктор Шевчук

ЭкономикаРоссия

7156

14.08.2015

Застывшая замазка и аромат раздевалки: российские «сырозаменители»

Лишившись импортного сыра из-за продуктового эмбарго, российские сыроделы безуспешно пытаются подделать западные образцы.

Шон Уокер

ЭкономикаМир

16048

31.07.2015

Чем хуже, тем лучше: Какой город выиграл из-за санкций

Редактору The Village удалось обнаружить город, жизнь в котором улучшилась после введения санкций, войны на Украине и падения рубля. Правда, совсем немного. «Акция: Пирожок печёный с повидлом — девять рублей», — соблазняет объявление на остановке.

Анна Соколова

ЭкономикаРоссия

4942

31.07.2015

Тарифы, покрытые мраком

Восемь лет назад на должность главы Бурятии был назначен Вячеслав Наговицын. И именно этот период его работы отметился беспрецедентным ростом тарифов ТГК-14.

Октябрина Ешеева

ЭкономикаБурятия

8991

10.07.2015

Антон Кондратов назначен региональным управляющим директором ЗАО «Байкалвестком»

Антон Кондратов приступил к исполнению обязанностей регионального управляющего директора иркутского подразделения ЗАО «Байкалвестком» 25 марта 2015 года. В сферу ответственности Антона Кондратова входит стратегическое и операционное управление бизнесом компании в Иркутской области.

Алиса Канарис

ЭкономикаИркутск

14060

31.03.2015

Крупнейшую иркутскую турвыставку разорвали надвое

Конфликт между мэрией и правительством Иркутской области лезет из всех щелей. Из политической плоскости, где еще были попытки сохранять приличия, он перекочевал в сферу управления конкретными отраслями экономики.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

9917

17.03.2015

Корпорация спорного развития

В Сером доме прошел круглый стол "О роли ОАО "Корпорация развития Иркутской области" в создании новых технологий и конкурентной продукции в Иркутской области, эффективности расходования бюджетных средств".

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

12148

17.03.2015

Лица Сибири

Малышенко Виктор

Лаврова Светлана

Куранов Александр

Козюра Алексей

Савин Олег

Багдаев Батодалай

Медведев Герман

Яковлев Владимир

Ташкинов Владимир

Иванова Наталья