Чёрно-белый мир. Почему Америка не может справиться со своим прошлым
Ожесточённые и разгромные протесты под лозунгом «Black lives matter» в США показали, что спустя более полувека после отмены расовой сегрегации дискриминация чернокожего населения по-прежнему остаётся проблемой, волнующей американское общество.
Напомним, триггером для протестов за права чернокожих, начавшихся в начале июня, стала смерть афроамериканца Джорджа Флойда — его во время задержания случайно задушили сотрудники полиции. Полицейских уволили, но протесты это не предотвратило.
Тысячи арестованных, десятки погибших, сотни разграбленных и разгромленных магазинов — вот материальной итог поднявшейся протестной волны.
Почему тема такая острая
Для России тема угнетения чернокожих и расового неравенства откровенно чужда и не является болезненной. Оно и понятно — у нашей страны нет опыта рабовладельческого строя с использованиям бесплатного труда чернокожих. В России свои больные темы, обходиться с которыми нужно осторожно и филигранно, — фашизм и сталинизм, неотчуждаемость территорий, чувства православных верующих и далее по списку.
Для Америки, где всего полстолетия назад «чёрные» и «белые» должны были посещать разные туалеты, такой больной остросоциальной темой являются права чернокожих.
До 1865 года, когда гражданская война между Севером и Югом закончилась и указ президента Авраама Линкольна об отмене рабства вступил в силу, на территории современных Соединённых Штатов действовала система использования труда рабов. Среди причин укоренения рабовладельческого строя на территории американских штатов основной называют потребность осваивать сельскохозяйственные земли — для обработки земель требовалась рабочая сила. Собственно, именно южные сельскохозяйственные штаты и боролись за сохранение рабства на американском континенте.
Окончательно отмена рабства была задекларирована 13-й поправкой к Конституции США от 1 февраля 1865 года. Примечательно, что исконно рабовладельческий штат Миссисипи ратифицировал эту поправку лишь в 2011 году.
После отмены рабства начался новый период, который вошёл в мировую историю как расовая сегрегация — целенаправленная политика американских властей по угнетению и ущемлению в правах афроамериканцев. В рамках сегрегации (в переводе — разделение, обособление) всё общественное пространство было поделено на места для «белых» и отдельно — для «чёрных». Верховный суд США в 1896 году закрепил принцип «раздельное, но равное» по отношению к сосуществованию чёрного и белого населения страны. Конечно, равным сосуществованием это сложно было назвать.
Например, в общественном транспорте «чёрные» должны были занимать специально выделенные для них места в задней части транспортного средства. Даже если мест для афроамериканцев в автобусе не оставалось, а передние места для «белых» были свободны, представителей негроидной расы всё равно заставляли стоять. За нарушение правил сегрегации чернокожих американцев имели право арестовать. Унизительное разделение наблюдалось в общественных заведениях (разные туалеты, «чёрные школы»), институтах общества (например, разные казармы в армии). Жёсткость сегрегационной политики зависила от местного законодательства штатов и городов.
Оскорбления и ругательства в отношении афроамериканцев, пренебрежение ими как людьми «второго сорта», всеобъемлющая дискриминация — в период сегрегации всё это было обычным делом. Кроме того, были запрещены межрасовые браки.
Прогресс в сфере гражданских прав чернокожего населения связывают с деятельностью Мартина Лютера Кинга — чернокожего баптистского проповедника, который возглавил мирный протест (во главе — принципы ненасилия и гражданского неповиновения) против ущемления гражданских прав афроамериканцев. Убийство Кинга в 1968 году ужесточило протест.
Эффект карантина
С тех пор, как в США было покончено с расовой сегрегацией, прошло более полувека. За это время Америка прошла долгий путь, важной вехой которого стало избрание президентом Барака Обамы — первого чернокожего президента в истории страны. Чернокожие американцы успешно покоряют все сферы жизни и становятся звёздами шоу-бизнеса и телевидения. Но проблема расовой дискриминации по-прежнему поднимается в американском обществе.
Впрочем, в этот раз, скорее всего, сыграл «эффект карантина». Американцы, измученные многомесячными карантинными ограничениями и спадом в экономике, накопили энергию, которая выплеснулась вот таким необузданным и деструктивным образом. Как признавались многие участники протестов, они выходят на улицу не только в знак протеста против расизма, но и потому что пандемия коронавируса лишила их работы или учёбы, оставив в избытке свободное время. Так что неспокойная социальная обстановка вызвана в высокой степени потерей стабильности и усталостью от пандемии.
А вот мнения относительно реального положения дел в США с дискриминацией чернокожих расходятся. Кто-то считает, что в Штатах, напротив, наблюдается так называемый обратный расизм: афроамериканцы успешно пользуются комплексом вины американских властей за прошлую политику и даже имеют приоритет перед своими «белыми» согражданами (например, при трудоустройстве).
Правозащитники же апеллируют к предубеждённому отношению американской полиции к афроамериканцам. Смерть Джорджа Флойда от рук полицейских — не единственная в своём роде. С другой стороны, преступность и криминализированность среди чернокожего населения Америки в разы выше — это статистика.
Рекламный бойкот Facebook
Интересен прецедент с бойкотированием компании Марка Цукерберга, который свидетельствует о большой силе влияния правозащитного движения в отношении чернокожих.
Facebook подвергли рекламному бойкоту по призыву организаций, которые стоят на страже прав чернокожих жителей Америки. С призывом бойкотировать соцсеть выступили Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения, организация по защите гражданских прав Color of Change, правозащитная организация «Антидиффамационная лига США». По их мнению, Facebook недостаточно борется с ксенофобией и расизмом и должным образом не модерирует контент, направленный против протестующих в США. Помимо прочего, активисты считают, что соцсеть не борется с политической дезинформацией в преддверии предстоящих президентских выборов.
Бойкот стартовал 17 июня и быстро дал плоды. К нему присоединились крупнейшие транснациональные компании: Coca-Cola, Unilever, Honda, PepsiCo, Levi Strauss & Co и другие.
26 июня на фондовых торгах акции Facebook упали более чем на 8%, а Марк Цукерберг всего за день потерял $7,2 миллиарда своего состояния. В итоге Цукерберг пообещал, что компания пересмотрит свою контент-политику: запретит публиковать рекламу с призывом к ненависти и будет помечать контент, нарушающий политику соцсети.