В Дрездене захватили приют для беженцев
В борьбе вокруг миграционной политики в Германии недавно произошло примечательное событие. В Дрездене противники ввоза мигрантов захватили и некоторое время удерживали приют для беженцев, который должен был открыться уже 30 октября 2023 года.
Дело было в субботу, 28 октября 2023 года. В тот день в Дрездене была мощная демонстрация в поддержку суверенитета Саксонии. И вот, около 18.00 по берлинскому времени поступило сообщение о том, что недавно построенный и готовящийся к открытию приют для беженцев в дрезденском районе Альтторна захвачен группой активистов, которые заявили, что добровольно его не оставят. Активисты требовали начать реэмиграцию мигрантов и прекратить «замену населения».
Тут нужно пояснить, что в Германии есть как входящий поток мигрантов, так и исходящий. В 2022 году в страну прибыло 2,7 млн человек, в основном из стран Ближнего Востока, и убыло 1,2 млн человек. Среди убывших много немцев, которые перебираются жить за рубеж. По официальным данным, 24,3% населения Германии представлено людьми с миграционной историей. Вот этот процесс противники миграционной политики федеральных властей и называют «заменой населения», подразумевая, что в Германии немцев постепенно меняют на выходцев из Ближнего Востока.
В отличие от российской миграционной политики, в рамках которой статуса беженца почти не предоставляется, в Германии многие выходцы из Афганистана или Сирии получают статус беженцев. Он предусматривает, в частности, выплаты беженцам, которые были повышены в начале 2023 года. Например, в 2022 году одиночному беженцу выплачивали 367 евро в месяц, а в 2023 году — 410 евро. Семье в 2023 году выплачивали по 369 евро в месяц на взрослого, по 278 евро на детей до 5 лет, по 304 евро на детей от 6 до 13 лет и по 346 евро на детей от 14 до 17 лет. Семья с двумя детьми получает, таким образом, 1320 евро в месяц. По немецким меркам это немного, примерно половина от чистой среднемесячной зарплаты — 2244 евро в 2022 году. Но так ведь и беженцы избавлены от многих затрат, в частности, от высокой арендной платы за жилье, если живут в приюте для беженцев. На содержание беженцев Германия в 2022 году израсходовала 6,5 млрд евро. Количество принятых беженцев тем временем растет. В 2021 году их было принято 164,9 тысяч человек, в 2022 — 221,8 тысяч человек, а в январе-сентябре 2023 года — 251,2 тысячи человек.
В общем, складывается напряженная социальная обстановка вокруг беженцев, особенно в свете явного упадка немецкой экономики и того, что выходцы из стран Ближнего Востока — непременный атрибут криминальной хроники.
Пожтому противников у дальнейшего приема беженцев много. Саксонские демонстранты тут же организовали акцию поддержки активистов, собравшись у захваченного приюта. Около 21.30 по берлинскому времени один из сотрудников службы охраны приюта для беженцев напал на одного из активистов с бейсбольной битой, вроде бы без особых последствий. Полиция тем временем подтягивала силы и намеревалась подключить спецназ.
Около 22.00 по берлинскому времени полиция попыталась разогнать демонстрацию. Однако, к месту событий подтягивались новые участники протеста. Но около 23.30 полиция пошла на штурм приюта и примерно за полчаса заняла захваченный приют. Участники захвата были задержаны, но вскоре их отпустили на свободу; против них предполагается выдвинуть обвинение в проникновении в жилище.
На этот раз обошлось без жертв и разрушений. Однако, это примечательный случай радикализации антимигрантских протестов в Германии. Интересно в этом то, что правительство общественность не спрашивает, нужны ли Германии новые мигранты и беженцы, нужно ли их содержать и вообще, что с ними потом делать. Насколько можно судить, на многочисленные протесты на словах, митинги и шествия просто не обращалось никакого внимания; все это приписывалось «правым экстремистам». Да и в этом случае, как видим, методы были далеки от демократических: нападение с битой и полицейский штурм.
Поэтому, в подобных условиях вполне можно ожидать дальнейшей радикализации антимигрантской борьбы в Германии. Раз выражение позиции на словах не работает, то противники миграционной политики вполне могут отважиться на силовые акции. Например, это могут быть нападения на мигрантов или беженцев, нападения на приюты для беженцев. Логика подобных действий сводится к тому, чтобы, во-первых, сделать пребывание мигрантов и беженцев в Германии небезопасным и этим добиться их оттока, а, во-вторых, показать неспособность федерального правительства обеспечить их безопасность. На мой взгляд, это вопрос лишь подходящих обстоятельств. Нынешнего захвата приюта для беженцев тоже никто не ждал. Это оказалась неожиданная, и, видимо, во многом спонтанная акция.
В свете того, что в Германии на руках крутится немало нелегального оружия, это могут быть даже вооруженные нападения на мигрантов и беженцев. Хотя, сейчас трудно определенно сказать, насколько антимигрантские активисты к этому готовы.
На мой взгляд, в Германии вызревает фундаментальный раскол общества по поводу проводимой социально-экономической политики, который вполне может вылиться в серьезные столкновения. Самое интересное в том, что конфликт, похоже, словами не разрешится, поскольку диалога по этому вопросу не ведется. Это серьезный национальный кризис, который, видимо, будет разрешен силой.