Министр культуры - против Закона о СМИ
Выступая на прошлой неделе в Майкопе перед работниками учреждений культуры, министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов заявил, что действующий закон о СМИ «не соответствует Конституции РФ, новому Гражданскому кодексу» и «не способен в полном объеме регулировать интенсивно прогрессирующий рынок масс-медиа».
По мнению министра, новый закон также должен поддержать процессы концентрации СМИ, «обозначив при этом их предел» и «исключив монополизацию».
Кроме того, в докладе министра отмечалось, что «новый закон о СМИ должен отразить такие правовые нормы, которые будут способствовать развитию СМИ как эффективного инструмента в борьбе с терроризмом».
Александр Соколов намерен инициировать написать новый закон о СМИ. Изменения в правовом поле нужны, чтобы наладить “цивилизованный бизнес” и “поддержать процессы концентрации СМИ”, считает министр. Эксперты и участники рынка недоумевают: совсем недавно министр высказывался в том смысле, что закон о СМИ можно усовершенствовать путем незначительных поправок. Почему министр поменял точку зрения и будет ли министерство инициировать новую редакцию закона, в пресс-службе Минкульта пояснить не смогли.
И, тем не менее, во время своей командировки в Южный федеральный округ министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов заявил, что действующий закон о СМИ не соответствует Конституции РФ, новому Гражданскому кодексу и не способен в полном объеме регулировать интенсивно прогрессирующий рынок масс-медиа. По мнению министра, новый закон также должен создать “правовые конструкции, которые помогут наладить цивилизованный бизнес в сфере массовых коммуникаций” и поддержать процессы концентрации СМИ, “обозначив при этом их предел” и “исключив монополизацию”.
Мнение министра вызвало недоумение многих российских экспертов. Действующий закон о СМИ “не совсем современный”, соглашается с министром президент Издательского дома Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев. Но, по его мнению, можно обойтись “небольшой корректировкой” и “легким обновлением” с учетом уже сложившихся рыночных реалий. Консолидация на рынке СМИ, тем временем, идет и без нового закона. После периода относительного затишья только за последние полгода владельцев сменили старейшие журналы “Огонек” и “Крестьянка”, газета “Известия” и телеканал Ren TV. Но концентрация, “обозначить пределы” которой предлагает министр, для отечественного медиарынка пока не очень актуальна, недоумевает один из членов коллегии Минкульта. “Это важный вопрос для государственного холдинга ВГТРК, подконтрольного "Газпрому" "Газпром-Медиа" и рынка продажи телерекламы, — рассуждает он. — Издательский рынок и рынок радио фрагментированы”.
На российском рынке “пока нет даже общего понимания”, с какой стороны подступиться к законодательному регулированию монополий на рынке СМИ, считает управляющий партнер Коллегии юристов СМИ Федор Кравченко. “Ни одного механизма, который можно было бы описать в законе и ожидать, что он заработает, пока не обсуждалось”, — предупреждает он. А директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер предлагает создать отдельный закон, регулирующий все экономические аспекты жизни СМИ: уровень допустимой концентрации в руках одного собственника, участие иностранных акционеров и др. Он считает, что Закон о СМИ – это, прежде всего, закон о свободе массовой информации.
“Если цель "поддержки процессов концентрации" — упрощение договоренностей с ограниченным числом владельцев СМИ, например, накануне выборных кампаний 2007-2008 гг., то это неверный путь к "цивилизованному бизнесу", — считает Константин Ремчуков, чья семья недавно приобрела "Независимую газету". — Ведь концентрацию активов в руках Мердока никто сверху не поддерживает и даже наоборот — ограничивает”.