Парнас дыбом. Гиль ли снимает Гиллиам?
10 лет назад вышел фильм «Воображариум доктора Парнаса» – один из самых многострадальных фильмов великого неудачника Терри Гиллиама. Главное несчастье, с коим навеки слилась эта лента воедино, произошло 22 января 2008 года – именно тогда 28-летний голливудский суперстар Хит Леджер, исключительно по доброте душевной влившийся в проект старика Гиллиама, умер от передозировки лекарственными препаратами (едва ли намеренной). В околокиношных кругах всего мира стали почему-то шептать, что это именно Терри Гиллиам допрыгался с пресловутым своим заигрыванием с диаволом. Вроде как Господь нанес удар прежде всего по режиссеру, когда забрал к себе на небо засимпатизировавшую богохульнику кинозвезду.
Доктору Парнасу (Пламмер) тысяча лет от роду и большую часть этой своей жизни длиной в миллениум он занят тем, что колесит по городам и весям со своим персональным шапито. На дворе XXI век, но цирк Парнаса продолжает давать на городских окраинах свои старомодные, пусть и до сих пор престранные, представления. И никто не думал, что над подопечными Парнаса нависнет смертельная опасность после того, как они спасут от смерти бойкого молодого человека Тони (Леджер). Слишком уж этот непоседа корыстен и инициативен, чтобы на его дружелюбной физиономии не проступили рано или поздно черты подлинного лица зла…
Негаданная смерть Хита Леджера привела в фильм Гиллиама трех его, леджеровских, друзей – персон не менее (даже более) звездных: Джонни Деппа, Джуда Лоу и Колина Фаррелла. В первой половине фильма Хит полноценно присутствует на экране в качестве исполнителя второй по значению (после пламмеровской) роли. Во второй половине картины сюжет «Воображариума» начинает принимать вполне напрашивавшиеся метаморфозы, требующие, чтобы физический лик Леджера непременно был заменен на другое лицо. Потом еще на третье да на четвертое – и будто так оно и было задумано.
Кинорецензенты всего мира принялись долго мяться, обдумывая, как бы с минимальным кощунством обыграть это выпирающее из «Воображариума» обстоятельство – что смерть Леджера пошла данному фильму только на пользу. Лента, мол, неважнецкая – но столь неслыханная звездно-лицевая чехарда не позволит ей забыться.