Доллар ждет недолгий взлет
В последние дни 2004 г. председатель совета министров Италии Сильвио Берлускони призвал Европейский центральный банк (ЕЦБ) приостановить рост курса евро к доллару. По мнению Берлускони, правительства стран еврозоны явно исчерпали свои возможности в попытках остановить усиление единой валюты.
«ЕЦБ является единственным органом, который может сделать что-либо», – заявил Берлускони. Участники рынка полагают, что Европа сможет вздохнуть свободнее лишь в январе, когда доллар, скорее всего, остановится у отметки 1,35-1,33 за евро. Однако затем бремя сильного евро вновь ляжет на плечи Евросоюза: с точки зрения аналитиков, в 2005 г. курс достигнет уровня 1,38-1,40 долл. за евро. Они считают, что ЕЦБ будет, по традиции, лишь «посылать сигналы рынку», но никаких реальных действий от него ждать не стоит. Российский же рынок в 2005 г. станет, как и в конце 2004 г., повторять движения мирового рынка – разумеется, под бдительным присмотром со стороны Центрального банка.
По мнению аналитика банка Dresdner Kleinwort Wasserstein (DrKW) Клаудии Бауэр (Claudia Bauer), на рубеже 2004 и 2005 гг. курс доллара будет изменяться вокруг отметки 1,38 долл. за евро. «Затем может произойти коррекция доллара вверх. Участники рынка ожидают выхода данных по потребительским настроениям в США, а эти данные обещают быть очень хорошими, – сказала г-жа Бауэр RBC daily. – В этом случае доллар может вырасти до уровня 1,35 за евро. Многие участники рынка были бы рады купить активы в евро по более низкой цене». Впрочем, снижения курса европейской валюты ниже 1,33 долл. за евро ждать не стоит. «На уровне 1,33 спрос на евро будет очень силен», – считает Клаудия Бауэр. По ее мнению, столь высоких отметок доллар может достигнуть лишь в январе, но после кратковременной коррекции доллар снова будет падать. «Согласно нашему прогнозу, через 12 месяцев доллар снова достигнет отметки 1,38 за евро», – отмечает г-жа Бауэр.
Европейские эксперты, однако, полагают, что в новом году столь же резкого падения доллара, как в последние дни 2004 г., не предвидится. «Не следует придавать слишком большое значение движениям рынка в конце года. В это время рынок имеет слишком низкую ликвидность, – заявил RBC daily главный международный экономист Deutsche Bank Research Стефан Шнайдер (Stefan Schneider). – Тенденция к ослаблению доллара в 2005 г. продолжится: проблема дефицита текущего платежного баланса США никуда не денется». Кроме того, отмечает он, национальные банки других стран все с большей неохотой идут на интервенции в пользу своей валюты. В результате покупки долларовых активов со стороны нацбанков, которые до сих пор служили одним из главных факторов поддержки доллара на мировом рынке, будут сокращаться. «Таким образом, в 2005 г. доллар будет слабнуть, хотя и не такими темпами, как в 2004 г., – резюмирует г-н Шнайдер. – Наш прогноз среднего курса доллара на 2005 г. составляет 1,40 долл. за евро».
Участники рынка не верят, что в этой ситуации ЕЦБ предпримет хоть что-нибудь для того, чтобы сдержать рост евро, хотя еще полгода назад экономисты в один голос называли уровень 1,40 долл. за евро критическим для европейской экономики. «Если наш прогноз – 1,40 долл. за евро в 2005 г. – оправдается, то ЕЦБ не будет проводить интервенций и не будет снижать ставки. Хотя и повышения ставок тоже не предвидится, – отмечает Стефан Шнайдер. – Иными словами, действия ЕЦБ будут заключаться в бездействии: они оставят ставки неизменными, в то время как при других обстоятельствах ставки были бы повышены». По его мнению, если евро поднимется выше отметки 1,40 долл. за евро и ЕЦБ действительно испугается, он может «послать сигнал участникам рынка». «Но ЕЦБ не может «противостоять приливу»: для этого ему пришлось бы покупать слишком много долларов и продавать слишком много евро, – говорит г-н Шнайдер. – А это негативно отразилось бы на денежной политике, поскольку ликвидность евро на рынке оказалась бы чрезмерной».
Ситуация на российском рынке в 2005 г. будет, судя по всему, строиться по шаблону, заданному Центральным банком во втором полугодии 2004 г. «Скорее всего, ничего не изменится. В следующем году доллар может упасть до 1,40 долл. за евро. Это будет означать, что курс рубля к доллару подойдет к 27 руб. за доллар, – сказал RBC daily экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский. – Если исходить из того, что ЦБ стремится минимизировать укрепление реального эффективного курса рубля, евро будет укрепляться по отношению к рублю. При курсе доллара 1,40 за евро курс рубля к доллару составит примерно 27,3, а к евро – 38,2». При этом, отмечает он, приток валютной выручки по-прежнему не будет оказывать на рынок практически никакого влияния из-за особенностей системы налогообложения. «Ведь сейчас для нефтяных компаний разницы между ценой нефти 25 долл. за баррель и 50 долл. за баррель практически нет: до 90 центов с каждого дополнительного доллара оседает в Стабилизационном фонде», – говорит г-н Струченевский.
При такой политике ЦБ будет легко удержать укрепление рубля далеко от установленных максимальных пределов. Так, по мнению Антона Струченевского, укрепление реального эффективного курса рубля по итогам 2004 г. едва ли превысит 5,5% при максимальном ориентире в 7%. «За 11 месяцев оно составило 4%, а в декабре вряд ли окажется выше 1,5%, – считает экономист «Тройки». – На 2005 г. ориентир ЦБ остается практически тем же – 6-7%. Выдержать его, как и в этом году, не составит никакого труда – российский рынок будет просто в точности повторять движения мирового рынка доллар-евро под «чутким руководством» ЦБ». Впрочем, действия ЦБ на рынке будут, скорее всего, не настолько резкими, чтобы заставить рубль падать, и участники рынка приветствуют это. «Как показывает опыт послекризисных лет, если укрепление рубля происходит на фоне роста инвестиционной активности, то это, наоборот, способствует модернизации. Другое дело, что сейчас инвестиционная активность слабеет, – отмечает Антон Струченевский. – Очень хорошо, что политика слабого рубля пока не используется – это было бы лишь замораживанием нынешней неэффективной структуры экономики. Бороться с проблемами в экономике нужно не слабым рублем, а созданием благоприятного инвестиционного климата, защитой прав инвесторов, в том числе миноритариев».