Киноархив-1952: Филип с Лоллобриджидой хохмят на поле брани. Фильму «Фанфан-Тюльпан» – 65!
Один из самых памятных фильмов для французского, русского и многих других народов, «Фанфан-Тюльпан» во всей красе явил подлинно галльское ненавязчивое веселье и столь же легкое отношение к жизни, любви и собственной истории. Международные звезды Жерар Филип и Джина Лоллобриджида разыграли здесь одну из самых очаровательных комедийных мелодрам, а режиссер Кристиан-Жак умело инкрустировал ее трюками, погонями, фехтованием и фанфарами.
Молодой вертопрах и фанфарон «из простых» Фанфан (Жерар Филип) добровольно уходит на семилетнюю службу в армию, дабы избежать женитьбы на мимолетном увлечении. По дороге ко двору короля, готовящегося к очередной военной кампании, Фанфан влюбит в себя прелестную офицерскую дочь Аделину (Джина Лоллобриджида), очарует маркизу де Помпадур (Женевьева Паж), а сам вознамерится приударить за принцессой Генриеттой Французской, ибо амбиций у нашего лихача хоть отбавляй. Особая пикантность ситуации состоит в том, что именно легкомысленная Аделина перед тем как влюбиться в Фанфана, нагадала ему женитьбу на королевской дочке, после чего, конечно, принялась кусать себе локти.
Но близ королевского замка все изменится. Фанфан получит прозвище Тюльпан, прогневает много мнящего о себе сержанта Фьер-а-Бра (Ноэль Рокевер), а в конце концов взбесит самого Людовика XV (Марсель Эрран). Чтобы потом расправиться с первым, умилостивить второго, практически в одиночку выиграть войну и уразуметь, что не капризная принцесса ему требуется, а как раз своя в доску раскрасавица Аделина.
В пятидесятых талантище Филип и армида Лоллобриджида стали поистине народными артистами в СССР. Хотя сами, скорее всего, и не задумывались над этим.
«Была когда-то такая чудесная страна, которая называлась Франция. В восемнадцатом веке жилось в ней счастливо: женщины были легкомысленны, а мужчины предавались своему любимому занятию – войне. Война была единственным развлечением королей, в котором и народу приходилось участвовать». Эти слова (в советской дублированной версии их зачитывает Зиновий Гердт) мы слышим в самом начале фильма – и вмиг смекаем, что перед нами не столько костюмированная картина про исторические сражения (едва ли не самый тяжеловесный из киножанров), сколько старая добрая развеселая французская комедия.
Экранизация известной всякому галлу народной песенки, естественно, и не могла быть ничем, кроме бурлескной юморески на тему пафосного прошлого. Ну да, старый, однако далеко не добрый восемнадцатый век, когда абсолютными монархами являлись совершенные самодуры, малейшая провинность любому могла грозить виселицей, а мода при этом существовала такая, что обхохочешься.
По состоянию на середину двадцатого века всерьез все это могли воспринять только в таком пафосном государстве, как СССР. Немудрено, что сей «вестерн эпохи Людовика XV» пришелся столь ко двору в стране, где обожали не только по-настоящему боевитую американскую «Великолепную семерку», но даже и чехословацкий пародийный капустник «Лимонадный Джо». «Фанфан-Тюльпан» и был своего рода вторым «Лимонадным Джо», только с нормальным бюджетом и звездными актерами. А на Каннском фестивале 1952 года «Фанфану» даже вручили приз за режиссуру, хотя это была скорее дань неслыханному международному успеху, который снискал довольно легкомысленный постановщик Кристиан-Жак.
До появления Михаила Боярского фильмы плаща и шпаги были редкостью для советских экранов – и «Фанфан» десятилетиями напролет считался у нас эталоном исторически-романтического боевика.
Фильм был экспортирован в полсотни стран (что было и остается редчайшим случаем для галльского кинематографа) – и везде его ждал триумф. Но весь мир смеялся над отменной клоунадой Жерара Филипа, а истосковавшаяся по экранным приключениям Страна Советов прежде всего истово переживала за Фанфана и Аделину, не веря, что настолько красивых людей можно воспринимать в качестве комиков (позже наши зрители с точно такой же серьезностью будут смотреть вконец анекдотичный аттракцион под названием «Фантомас», в котором их не смутит даже наличие Луи де Фюнеса).
«Фанфан» стал одним из самых кассовых в СССР черно-белых (раскрасили его уже в нынешнем веке) зарубежных фильмов. Его и сегодня милей всего пересматривать именно с той ювелирной озвучкой, над которой трудились мастера дубляжа Гердт, Плятт, Грибов и Кенигсон.
«Фанфан-Тюльпан» (Fanfan la Tulipe). Режиссер: Кристиан-Жак. Франция, Италия, 1952