Кино-2017: Скорсезе в средневековой Японии. Много пыток и попыток услышать Бога
В прокате – «Молчание», исторический эпос Мартина Скорсезе о том, как буддисты резали христиан. Теги: Иисус, католицизм, Куросава, «в эту ночь решили самураи…».
1640-е годы. Двое португальских священников – Родригес (Эндрю Гарфилд) и Гарупе (Адам Драйвер) – прибывают в Японию, несмотря на то что на родине их от этого путешествия очень отговаривали. Резоны для такового отговаривания были более чем весомыми: вот уж не первый год японские власти нещадно третируют христиан – и местных, и приезжих. Причем жестокость японской инквизиции ничуть не уступает изуверству какой-нибудь испанской в тот же исторический период: и буддисты, оказывается, умеют быть нелюдями, ежели незваные гости суются в ихний монастырь с каким-то «левым» уставом.
Зачем тогда, спрашивается, эти молодчики Родригес с Гарупе таки сунулись в Страну восходящего солнышка? Известное дело – за веру охота пострадать. Но эту монашескую гордыню проповедники таят глубоко внутри себя. Формально же у них две причины для эдакого самоубийственного паломничества. Во-первых, поддержать туземных христиан, не позволив им сломиться в своей вере под давлением душегубов с именем презренного Будды на устах. Во-вторых, оба португальца надеются встретить здесь своего учителя Феррейру (Лиам Нисон), который непонятно как умудрился в Японии выжить, даром что попал сюда уже много лет назад.
Здешняя «Япония» снималась на Тайване, виды которого заинтересовали Скорсезе после просмотра «Жизни Пи»
И поддержка местных, и встреча с учителем сулит заезжим иезуитам бездну невзгод и разочарований. Да и пострадать обоим героям доведется по полной программе. Они думали, что все будет жестко, но просто, – да, как оказалось, готовили себя совсем не к тому. Должен ли христианин проявлять стоицизм и не отрекаться от своих убеждений, когда из-за него мучаются и умирают ни в чем не повинные души? Вот главная дилемма, которая встанет пред Родригесом и Гарупе – а такой постановки вопроса ни тот, ни другой, на свою голову, решительно не ожидали.
В идеальном мире о картине «Молчание», вопреки ее названию, кричали бы сейчас на всех углах. Еще бы: вышел свежий, двадцать четвертый уже, полнометражный худфильм Скорсезе – мыслимо ли в 2017 году рассчитывать на сколько-нибудь более важное культурное событие?
Но реальная, а не идеальная, жизнь диктует свои скучные законы: коли кино ни на единый квант не отвечает сегодняшним трендам – в заведомую топку его, будь там в режиссерах хоть трижды Скорсезе. Словом, фильм «Молчание» был встречен гробовым молчанием – даже и у них, не говоря уж о нас. Почти аналогичный болт забили на картину и хваленые киноакадемики – у картины одна-единственная номинация на грядущий «Оскар»: за операторскую работу (да и там в выигрыше, вероятно, окажется «Ла-Ла Ленд», как и во всех прочих номинациях).
Гарфилд не менее убедительно, чем в гибсоновских «Соображениях совести», играет блаженного. И такой образ, конечно, подходит данному актеру гораздо больше, чем Человек-паук
Скрывать, конечно, не станем: после великого «Волка с Уолл-стрит» от Марти ждалось немного не такой ленты. А говоря напрямки – вовсе не такой. Но разве кто-либо может указывать художнику, чего ему петь, рисовать или снимать? Те, кто был в курсе творческих исканий маэстро, ничуть не удивились «Молчанию», ибо с идеей экранизации одноименного романа писателя Сюсаку Эндо Скорсезе носился лет двадцать пять. Деньги на то, чтоб реализовать эту голубую мечту, нашлись лишь сегодня – и Марти немедля воспользовался сим обстоятельством. Ну вот не выдержала душа поэта – не все же ему блокбастеры с Ди Каприо штамповать…
И «Молчание», кстати, фильм хороший. Но почему-то вспоминается бонмо Довлатова в ответ на вопрос, хорошие ли деньги он получил за рассказ: «Хорошие. Но мало». «Молчание» – прекрасный, величественный, впечатляющий, отменный фильм. Фильм на ять. Но для Скорсезе этого, как ни покрути, мало. Поелику от него как-то всегда ждешь фильмов не менее чем на ять с плюсом.
Многие уже окрестили «Молчание» самым неинтересным фильмом Скорсезе. Но это неправда: скажем, схожий по тематике «Кундун» куда неинтереснее
И еще одна любопытная деталь. Чуть не впервые в Мартиновой карьере замысел его картины несколько разошелся с результатом: явно вопреки желанию открытого католика Скорсезе, «Молчание» воспринимается скорее как антихристианская лента.
«Молчание» (Silence) (18+). Режиссер: Мартин Скорсезе. США, 2016