"Русский вопрос" в Казахстане. Исследование БАБРа

Редактор БАБРа делится мнением относительно судьбы русских в Казахстане.

Я побывал в Казахстане осенью 2016 года. Ездил, ходил, смотрел, говорил с людьми. Посетил Петропавловск, Щучинск, Кокшетау, Караганду, Астану, Алматы. По итогам турне в голове сложилось достаточно емкое виденье положения славянского и русскоязычного населения в этой большой и сложно устроенной стране.

Две означенные темы надо четко разделять и разводить: есть вопрос этнических славян, проживающих в Казахстане, и есть проблема русскоязычного населения в целом. Темы смежные, но прямо не пересекающиеся.

Дискриминация по языку

На словах все хорошо. Русский язык является вторым государственным: все вывески, дорожные знаки, указатели и т.д. продублированы на русском. Есть русскоязычные печатные СМИ, телерадиовещание, Интернет-порталы, онлайн-сервисы.

Официально русский язык никак не ущемляется.

На практике все, разумеется, менее радужно. Казахстан четко разделен на Север и Юг. На севере и востоке живут славяне и "северные" казахи - полностью обрусевшие, отличающиеся от южан даже внешне. Соответственно, юг и запад страны населяют узбеки и "южные" казахи.

Языковая и этническая дифференциация по территориальному признаку в Казахстане выпукла и наглядна - чем дальше на юг, тем меньше русского говора.

Север и восток страны это типичная постсоветская территория, мало отличающаяся, скажем, от Западной Сибири или Алтая. Те же поля, церквушки, заброшенные заводы, бедные деревни с наличниками на окнах и огородами в каждом дворе.

Юг Казахстана более азиатский. Вместо деревень - кишлаки, вместо церквушек- мечети, вместо засеянных полей - жаркая полупустыня с дрожащими миражами на горизонте.

Особняком стоят две столицы: Астана и Алматы. Это многонациональные, двуязычные города-милионники, для которых проблема языка стоит не так остро в силу высокой концентрации образованного и обеспеченного населения, регулярно выезжающего в Россию и дальнее зарубежье.

После получения независимости центральная власть в Казахстане начала проводить негласную линию поощрения именно южного, архаичного уклада. В этом смысле президент Назарбаев мало отличается от других лидеров среднеазиатских республик бывшего Союза. В ассортименте опора на "традиционные" ценности, мягкую исламизацию и языковую идентичность.

Как поведал мне отставной полковник из местных, двадцать лет назад почти все ключевые посты в стране занимали русские или русскоговорящие. Если ты говорил на казахском, но не знал русского, - ты был маргиналом, провинциальной недорослю. Сейчас все ровно наоборот: ты можешь говорить только на казахском и чувствовать себя полноценным гражданином, ты можешь владеть обеими языками и бед не знать, но если ты говоришь только по-русски - у тебя начинаются большие проблемы.

С одной стороны это естественный процесс: возрастное, советское, поголовно русскоговорящее поколение сходит со сцены, уступая место национально ориентированной, пассионарной молодежи, для которой знание русского является делом добровольным, а вовсе не обязательным. Для успешности сегодня куда важнее знать английский, нежели русский.

Эта аксиома, к слову, верна не только для Казахстана, но и для Белоруссии, Украины и других наиболее продвинутых стран советского блока. Россия быстро теряет статус культурной и экономической метрополии для развитых стран - выходцев из СССР. Мы все еще "центр мира" для нищих Таджикистана или Киргизии, но уже не для относительно богатых Казахстана или Азербайджана.

Однако, как и было сказано, вытеснение русского языка в Казахстане имеет не только естественную природу. Безусловно, можно говорить об осознанной государственной политике по дерусификации страны. В Астане правят умные и осторожные ребята, здесь нет дураков вроде Ющенко, никто не насаждает казахский силой. В тоже время ползучая языковая национализация, кажется, давно приобрела необратимый характер.

В чем это проявляется? В мелких, но важных деталях. Например, невозможно устроиться на высокий государственный пост, не зная казахского. Нельзя изучить многие законодательные акты в русском варианте - их просто отказываются переводить (особенно на муниципальном и региональном уровнях) . Сложности возникают и у бизнесменов, вынужденных нанимать казахоязычных нотариусов для оформления тех или иных сделок, документооборот по которым проходит только на языке титульной нации.

И так далее и тому подобное. В стране умело создается атмосфера "закрытых дверей" для русскоговорящих. К населению приходит понимание, что без знания казахского ты автоматически попадаешь в неуютное и притесняемое языковое гетто. А жить в гетто, понятное дело, мало кто хочет.

Вариантов на поверку всего два: учить казахский или уезжать в Россию.

Большое северное переселение

Здесь мы переходим к вопросу собственно славянского населения Казахстана. Все достаточно просто и печально: русские уезжают. Конечно, это не повальное бегство, как в Узбекистане или Туркмении, но тем не менее.

В 1989 году на территории Казахстана жило 6,2 миллиона русских и 6,5 миллионов казахов в пропорции 38% на 40% от общего населения. К 2016 году число русских уменьшилось до 3,5 миллионов, а число казахов возросло до 11,5 миллионов. Сегодня русскими себя называют только 20% жителей страны. Это все еще очень много, однако тренд очевиден и выглядит он, как приговор.

Люди перебираются в Россию без большой охоты, зачастую, вынужденно и очень неторопливо. Никто их не гонит и не заставляет. Но и не отговаривает. Дело в том, что русские в Казахстане преимущественно одноязычные и де-факто попадают в то самое языковое гетто. Социальные лифты для них закрыты.

Все русские, с кем мне удалось переговорить в Казахстане, или уже перевезли семьи в Россию, или собираются это сделать в обозримой перспективе. Подчеркну - я говорю не об отдельных случаях, но о ярко очерченной тенденции, имеющей глубокие экономические и политические корни.

Русские живут компактно на севере и востоке Казахстана. Прежде всего, речь идет о Петропавловске, Павлодаре, Костанае, Усть-Каменогорске. Много славян в столичных Астане и Алматы, а также в старом промышленном центре региона - Караганде.

На юге ситуация обратная - славяне здесь не в чести. Наглядное сравнение. Петропавловск, негласная столица "русского" Казахстана: казахи - 25% населения, русские - 64%. Тараз, исторический центр южной части страны: казахи- 64%, русские - 20%.

После "крымской весны" и войны на Донбассе национальный вопрос в Казахстане резко и недвусмысленно обострился. У каждой из сторон здесь, как водится, своя правда.

Русским не нравится языковая дискриминация, казахизация общественно-политической повестки. Русские не привыкли быть меньшинством , национальной окраиной, в них силен имперский комплекс. Они чувствуют себя разделенным народом и не связывают свое будущее с казахским государством. Они смотрят Первый канал и ждут новогоднее обращение Путина.

По сути можно говорить о существовании огромной, трехмиллионной резервации русских в Казахстане.

Претензии казахов к русским тоже совершенно понятны. "Почему они (русские) носят наши паспорта, но отказываются учить казахский? - задается вопросом дальнобойщик-казах. - Почему не хотят адаптироваться? У нас свое государство и они должны его уважать. Вместо этого они гоняют по Петропавловску на машинах с российским флагами и открыто призывают к сепаратизму в Павлодаре". Исчерпывающе.

Еще один аспект - экономический. Легко заметить, что весь север и восток Казахстана окружен мощными российскими городами-милилонерами. Это Новосибирск, Челябинск, Омск, Екатеринбург. Прибавим сюда развитые Барнаул, Курган, Тюмень и получим абсолютное демографическое и культурное доминирование России в конкретном регионе.

Перед глазами любого русского, проживающего на севере Казахстана, стоят успешные города Сибири и Урала, уровень жизни в которых на порядок выше жизни в небогатых казахских городках. В Сибири есть работа, перспективы, возможность вести дела на родном языке. В этих условиях у русского провинциала в Казахстане не возникает вопроса куда податься - в Новосибирск или Астану. Только на север, в Россию.

Конец империи

Казахстан и другие республики бывшего СССР отпустили Россию. Мы больше не гегемон, не империя, не властительница умов. Мы просто большая региональная держава, с мнением которой считаются и к чьей позиции прислушиваются. И не более того.

Пора и нам отпустить Казахстан и прочий "русский мир". Этот мир существует в культурном пространстве, но не в политическом. Среднеазиатские республики строят свои национальные государства - данность, которая будет определять их существование на блажащие десятилетия. Мы должны это понять и принять. Иных вариантов просто нет.

Уверен, через 20-30 лет "русский вопрос" в Казахстане исчезнет сам по себе, просто в силу того, что доля этнических славян в населении станет незначительной. Казахстан идет своей дорогой, на которой все больше мечетей, мощенных китайским юанем, и все меньше газопроводов, отлитых из русского металла.

Всем русским в Казахстане совет простой: учите казахский или уезжайте.

URL: https://babr24.news/?ADE=154830

bytes: 9906 / 9239

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Андрeй Темнов, независимый журналист.

На сайте опубликовано 1065 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Гео"

Режим чрезвычайной ситуации в Чунском районе: гибель урожая

В октябре 2024 года в Чунском районе Иркутской области был введен режим чрезвычайной ситуации из-за частичной гибели урожая. Причина — крайне неблагоприятная агрометеорологическая обстановка в регионе. Сильное переувлажнение почвы стало серьезной проблемой для местных фермеров.

Анна Моль

ГеоЭкономика и бизнесИркутск

15917

03.10.2024

Рекордное количество летних гроз в Иркутской области: причины, опасность и меры предосторожности

Лето 2024 года стало уникальным для Иркутской области. За последние 90 лет здесь было зафиксировано рекордное количество летних гроз. Обычно за весь летний сезон в Приангарье наблюдается 15-20 гроз, редко бывает до 26. Но в 2024 году ситуация вышла из ряда вон.

Анна Моль

ГеоЗдоровьеИркутск

6239

15.08.2024

Еще одна угроза: в Монголии удары молнии убивают людей и скот

Нынешнее лето в Монголии оказалось далеко не засушливым, как ожидали синоптики. Страну накрыли ливневые дожди и грозы, всерьез угрожая инфраструктуре и населению наводнениями.

Эрнест Баатырев

ГеоОбществоМонголия

4973

01.08.2024

Ливни в Монголии: причины и последствия стихийного бедствия

Монголия имеет репутацию страны с суровым засушливым континентальным климатом. Потому некоторых может сильно удивить обсуждение проблемы монгольских наводнений. Тем не менее эта тема становится все актуальнее.

Эрнест Баатырев

ГеоОбществоЭкологияМонголия

20495

24.07.2024

От наводнений к пожарам: Иркутская область в огне

Лето 2024 года выдается непростым для Иркутской области. Регион столкнулся с настоящей стихией — лесными пожарами, которые распространяются с угрожающей скоростью. По последним данным, ситуация остается крайне тяжелой. На утро 12 июля в регионе зафиксировано 36 активных лесных пожаров.

Анна Моль

ГеоЭкологияИркутск

25348

12.07.2024

Федеральная поддержка против речной стихии: Иркутская область получит средства на берегоукрепление

Берега рек часто подвергаются разрушению из-за воздействия водных потоков. Чтобы защитить прибрежные территории от подтопления, требуются берегоукрепительные работы. Иркутская область столкнулась с такой проблемой, и федеральное правительство решило выделить средства для ее решения.

Анна Моль

ГеоЭкономика и бизнесИркутск

38666

06.05.2024

Иркутская область: ежегодная борьба со стихией

В Иркутской области ведется активная подготовка к реконструкции инженерных сооружений, защищающих населенные пункты от схода селевых потоков. Эта работа имеет особую значимость в связи с высокой угрозой возникновения чрезвычайной ситуации в южном Прибайкалье.

Анна Моль

ГеоОбществоЭкологияИркутск

35200

02.05.2024

Инсайд. Может ли оренбуржский потоп повториться в Красноярском крае: мнения экспертов

Если сравнивать наиболее пострадавший от паводков Орск и Красноярск, то сходство между ними есть — оба города находятся в нижнем бьефе плотин, то есть ниже от ГЭС по течению.

Кирилл Богданович

ГеоПроисшествияЭкологияКрасноярск

37441

09.04.2024

Защита белошейных журавлей: Монголия и Китай объединяются в борьбе за природу

Китай является одним из главных партнеров Монголии. Отношения стран распространяются не только на экономическую и культурную сферы. Соседи имеют общие интересы и в вопросах экологии. В этом материале Бабр расскажет о монголо-китайском сотрудничестве в области охраны перелетных птиц.

Эрнест Баатырев

ГеоБратья меньшиеОбществоМонголия

13925

22.12.2023

Магия ночного неба: какие тайны скрываются за световыми столбами Иркутска?

Ночью с 30 ноября на 1 декабря 2023 года жители Иркутска были поражены красивым световым явлением, которое возникло над городом. Хотя световые столбы являются довольно распространенным явлением для иркутян, они всегда привлекают внимание и удивление жителей.

Анна Моль

ГеоИркутск

15826

01.12.2023

Зимние неприятности: метели парализуют Монголию

Вслед за Восточной Сибирью зима пришла на большую часть территории Монголии. В этом материале Бабр расскажет об особенностях монгольской смены сезонов и общих чертах отношения к этому явлению россиян и их южных соседей. Суровая монгольская зима – понятие общеизвестное.

Эрнест Баатырев

ГеоОбществоПроисшествияМонголия

13510

07.11.2023

Монгольский эпицентр: об истории землетрясений и отношении к ним

Жители Иркутской области и Бурятии внимательно следят за сейсмической обстановкой на севере и северо-западе Монголии. Весть же о новом землетрясении, произошедшем вчера в аймаке Завхан, дала повод Бабру вспомнить об истории вопроса.

Эрнест Баатырев

ГеоИсторияМонголия

15810

23.08.2023

Лица Сибири

Алдаров Кузьма

Игнатенко Андрей

Лапшин Юрий

Логашов Антон

Власенко Михаил

Букалов Денис

Гринберг Игорь

Сендзяк Владимир

Шахматов Александр

Насонов Александр