Цинизм страховых компаний: горе и деньги на разных чашах весов
Если выяснится, что авиакатастрофы в Ростовской и Тульской областях произошли в результате терактов, родственники погибших ничего не получат, поскольку риски терроризма страховкой не покрывались. В случае другой причины катастрофы близкие могут рассчитывать на 112 тысяч рублей - по договору обязательного страхования пассажиров от несчастного случая будет выплачено 12 тыс. рублей, а компенсация от авиакомпании, страховавшей свою ответственность перед пассажирами, составит 100 тысяч. Чтобы получить более значимую сумму, родственникам придется обратиться в суд.
Ответственность авиакомпаний перед пассажирами разбившихся Ту-154 и Ту-134 и сами самолеты были застрахованы в компаниях АФЕС, «Ингосстрах» и Страховой дом ВСК. В АФЕС, где был застрахован лайнер Ту-154 авиакомпании «Сибирь», страховую стоимость судна не разглашают. По словам представителей АФЕС, риск «терроризм» не входит в договор имущественного страхования самолета. Все члены экипажа Ту-154 были также застрахованы в АФЕС; сумма ответственности в соответствии с Воздушным кодексом составляет 100 тыс. рублей на одного человека. Кроме того, пассажиры судна были застрахованы АФЕС по указу об обязательном страховании пассажиров воздушного и железнодорожного транспорта на 12 тысяч рублей в случае смерти. Пассажиры второго лайнера, Ту-134, были также застрахованы в АФЕС по программе обязательного страхования.
В «Ингосстрахе» авиакомпания «Сибирь» страховала свою гражданскую ответственность по самолету Ту-154. Единый лимит, включая ответственность перед пассажирами, составляет 41,22 млн. рублей. Как будут распределены эти деньги, пока неизвестно. Часть рисков по погибшему лайнеру Ту-134 компании «Волга-Авиаэкспресс» - жизнь и здоровье экипажа, ответственность авиакомпании перед пассажирами и за вред, причиненный их багажу, - была застрахована в Страховом доме ВСК. Представители страховщика не разглашают страховых сумм. Само воздушное судно, по некоторой информации, не было застраховано по имущественным рискам вообще.
В «Ингосстрахе» и Страховом доме ВСК ГАЗЕТЕ пояснили, что решения о страховых выплатах будут приняты после официального заключения госкомиссии о причинах авиакатастрофы. А в авиакомпании «Сибирь» заявили, что в настоящее время консультируются с юристами по вопросу выплаты страховок.
Между тем, как показывает практика, российские авиакомпании страхуют свою ответственность перед пассажирами (страхование которой обязательно) по минимальным требованиям, составляющим сегодня 1000 МРОТ, или 100 тыс. рублей по здоровью и жизни каждого члена экипажа и каждого пассажира. Кроме этих денег, которые родственники имеют право потребовать от авиакомпании, 12 тыс. рублей выплатит страховщик. Близкие могут требовать от авиакомпании возмещения гораздо большей суммы, но в этом случае им придется решать вопрос в суде.
Однако сейчас не известно, получат ли родственники погибших хотя бы эти гроши. Ведь если комиссия установит, что катастрофа произошла в результате теракта, страховщик никаких денег компании (а та, в свою очередь, родным и близким) по страховке не заплатит.
Сегодня в России риски терроризма отдельно от других не страхует никто и антитеррористическое страхование в целом находится на начальном этапе развития. К примеру, никто из пострадавших или родственников погибших в результате теракта в московском метро в феврале этого года не получил страховку. И не потому, что ее не выплатил страховщик, а потому, что риск теракта в подземке не был застрахован. Выплаты западных компаний, по оценкам экспертов, в случае терактов могут исчисляться астрономическими для России суммами: перевозчик и страховщик, исходя из того, что человеческая жизнь бесценна, договариваются о суммах покрытия в сотни миллионов и даже миллиарды долларов.