Юг Сибири: Алтай. У подножья

Первая часть специального фоторепортажа БАБРа из горного Алтая - южного оплота Сибири.

Для начала несколько общих замечаний о транспортной логистике Южной Сибири. Она ужасна. За исключением федеральной трассы, идущей на Москву, сибирские регионы практически никак не связаны между собой.

Сквозной автомобильной дороги из Тывы на Алтай не существует. Дороги их Хакасии на Алтай - нет в природе.

Эти дороги обязаны быть. Между Горно-Алтайском и хакаской Абазой по прямой менее 300 километров. От тувинского Ак-Довурака до алтайского Кош-Агача - 180 километров. Но дорог между ними нет. Чтобы попасть из Хакасии в горный Алтай нужно сделать гигантский крюк через Кемерово и Барнаул длиной более 1 500 километров.

Да, из Хакасии на Алтай ведет старая железная дорога. Но этого явно недостаточно.

Раньше дела обстояли еще хуже: единственная нормальная дорога на Алтай шла через Новосибирск, однако несколько лет назад в порядок привели 200-километровое шоссе, связывающее Кузбасс и Алтайский край. Это поправило положение, но до качественных изменений еще далеко.

К слову, не лишней также была бы дорога из Иркутской области и Бурятии в Тыву, Хакасию и южные районы Красноярского края. Такой дороги нет, а между тем от Иркутска до Кызыла менее 700 километров по прямой. Почувствуйте разницу: сегодня, чтобы попасть из одного населенного пункта в другой, надо проехать 1 700 километров.

По моему глубокому убеждению, катастрофически низкий уровень развития транспортной инфраструктуры тормозит экономику всего немаленького региона Южной Сибири.

Барнаул - столица Южной Сибири стоит на берегах Оби. Крепкий, средних размеров город нельзя назвать ни уныло бедным, ни откровенно богатым.

Барнаул часто сравнивают с Иркутском, и не без оснований. Мегаполис с населением 635 тысяч человек является очевидным культурным и экономическим центром для ближайших территорий, однако по уровню развития и потенциала вряд ли может тягаться с Новосибирском. Также, как 620-тысячный Иркутск не ровня миллионному Красноярску.

Что-то неуловимо напоминает...

И если Иркутска область имеет репутацию промышленного, ресурсного региона, то в основе экономики Алтайского края - аграрный сектор.

Часто приходиться слышать, что "Алтай кормит всю Сибирь". Трудно сказать, насколько эта присказка справедлива, однако поля вокруг Барнаула действительно плотно засеяны, а местный пивоваренный завод - один из лучших в России.

И о приятных мелочах: к востоку от Барнаула построена прекрасная, современная объездная, а бензин в Алтайском крае - самый дешевый в СФО, несмотря на то, что ближайший крупный НПЗ расположен в Кемеровской области. Удивительное рядом.

Другое дело - Горно-Алтайск, столица Республики Алтай. Столица это, конечно, громко сказано: 62 тысячи населения и частный сектор, лишь слегка разбавленный капитальной застройкой.

Тем не менее, Горно-Алтайск - административный центр, а также единственным населенным пункт во всей республике с городским статусом.

На мой взгляд, существование Республики Алтай, как отдельного субъекта Федерации, ни оправдано ничем, кроме политических и этнополитических мотивов. Коренное население - алтайцы - настаивает на автономии, их точку зрения можно разделять или не разделять. С чисто хозяйственной же стороны республика представляет дотационный ноль.

Просто сравним: население Алтайского края насчитывает 2,3 миллиона человек, Республики Алтай - 215 тысяч человек. Непроходимые горы и леса, холодные реки и каменистые ущелья, безжизненные степи и полупустыни занимают более 90% площади республики. Здесь просто негде, некому и не на чем строить современную экономику.

Туризм - да. Но по большому счету это внутренний, экстремальный туризм, рассчитанный на узкую категорию людей. Никакого массового туризма на Алтае не будет никогда. Во-первых, потому что местные горы обходятся без моря, а во-вторых, потому что это Сибирь и зимой здесь стоят вполне сибирские морозы, что исключает строительство горнолыжных курортов по образцу Приэльбрусья или Красной поляны.

Горно-Алтайск - по-своему уютен. Это маленький городок, спрятанных среди сопок в предгорьях центральных хребтов.

Новое здание "Национального театра" республики. Помпезно. Бюджет освоен.

Катунь - главная и красивейшая из рек горного Алтая. Название происходит от местного слова слова "кадын" - госпожа, хозяйка.

Катунь берет начало на склонах Белухи, собирая воды с ледников Катунского хребта. Ниже по течению она сливается с другой знаменитой алтайской рекой - Чуей. Еще ниже, у подножья гор, Катунь сливается с Бией, образуя Обь - одну из крупнейших рек Сибири.

Легендарный Чуйский тракт, строительство которого с перерывами длилось около ста лет, начиная с царских времен.

Сегодня Чуйский тракт это сквозная трасса федерального значения, идущая от Новосибирска до границы с Монголией в районе Ташанты. Собственно горный участок, пролегающий через алтайские ущелья и долины, занимает более 450 километров.

По большей части дорога поддерживается в хорошем состоянии, что не делает ее менее опасной - в дождливую погоду, а также зимой здешние перевалы могут дать фору любой горной дороге в России.

Гора Сарлык - 2 506 метров над уровнем моря. Венчает Семинский перевал (1 717 метров), являясь своеобразной сторожевой башней горного Алтая.

Вершина горы пологая и лишена растительности, что нетипично для Алтая. Основную часть здешних хребтов составляют впечатляющего вида горные пики, сглаженные снежными шапками.

Вожак табуна

Направляясь вглубь горного Алтая я не мог не засвидетельствовать знаменитую "трассу Путина".

Что это? 35-километровое шоссе, проложенное, как ответвление от Чуйского тракта к живописной стрелке рек Урсул и Катуни.

Идеальная, широченная и абсолютно пустая дорога проходит по стенкам горного ущелья и представляет собой триумф инженерной мысли и воли. Я немало поездил по России и могу с полной уверенностью сказать - это одна из лучших дорог, что мне приходилось видеть.

Строительство шоссе велось в режиме спецоперации в 2010-11 годах и обошлось бюджету в 1- 4 миллиарда рублей (оценки разнятся).

Чем заканчивается дорога? Шлагбаумом. То есть буквально - в конце дороги нет никакого населенного пункта. Кроме небезызвестного пансионата "Газпрома", который в народе именуют просто: "дача Путина".

Фото: nesiditsa.ru

Я считаю, что "шоссе Путина" и "дача Путина" могут служить наиболее точной иллюстрацией политического режима, сложившегося в России в первые десятилетия XXI века. Как говорится, ни убавить, ни прибавить.

Вкус у ребят определенно в наличии - место, где расположен пансионат, действительно очень красиво.

Мутная, мелового цвета Катунь сливается здесь с ледяной и прозрачной Урсул, образуя крайне необычную двухцветную стрелку.

А еще по берегу Урсул, в непосредственной близости от "дачи Путина" имеются заросли каннабиса, что, конечно, добавляет антуража.

Продолжение следует.

URL: https://babr24.news/?ADE=142121

bytes: 8479 / 7061

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Андрeй Темнов, независимый журналист.

На сайте опубликовано 1065 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Гео"

Режим чрезвычайной ситуации в Чунском районе: гибель урожая

В октябре 2024 года в Чунском районе Иркутской области был введен режим чрезвычайной ситуации из-за частичной гибели урожая. Причина — крайне неблагоприятная агрометеорологическая обстановка в регионе. Сильное переувлажнение почвы стало серьезной проблемой для местных фермеров.

Анна Моль

ГеоЭкономика и бизнесИркутск

15917

03.10.2024

Рекордное количество летних гроз в Иркутской области: причины, опасность и меры предосторожности

Лето 2024 года стало уникальным для Иркутской области. За последние 90 лет здесь было зафиксировано рекордное количество летних гроз. Обычно за весь летний сезон в Приангарье наблюдается 15-20 гроз, редко бывает до 26. Но в 2024 году ситуация вышла из ряда вон.

Анна Моль

ГеоЗдоровьеИркутск

6239

15.08.2024

Еще одна угроза: в Монголии удары молнии убивают людей и скот

Нынешнее лето в Монголии оказалось далеко не засушливым, как ожидали синоптики. Страну накрыли ливневые дожди и грозы, всерьез угрожая инфраструктуре и населению наводнениями.

Эрнест Баатырев

ГеоОбществоМонголия

4973

01.08.2024

Ливни в Монголии: причины и последствия стихийного бедствия

Монголия имеет репутацию страны с суровым засушливым континентальным климатом. Потому некоторых может сильно удивить обсуждение проблемы монгольских наводнений. Тем не менее эта тема становится все актуальнее.

Эрнест Баатырев

ГеоОбществоЭкологияМонголия

20495

24.07.2024

От наводнений к пожарам: Иркутская область в огне

Лето 2024 года выдается непростым для Иркутской области. Регион столкнулся с настоящей стихией — лесными пожарами, которые распространяются с угрожающей скоростью. По последним данным, ситуация остается крайне тяжелой. На утро 12 июля в регионе зафиксировано 36 активных лесных пожаров.

Анна Моль

ГеоЭкологияИркутск

25348

12.07.2024

Федеральная поддержка против речной стихии: Иркутская область получит средства на берегоукрепление

Берега рек часто подвергаются разрушению из-за воздействия водных потоков. Чтобы защитить прибрежные территории от подтопления, требуются берегоукрепительные работы. Иркутская область столкнулась с такой проблемой, и федеральное правительство решило выделить средства для ее решения.

Анна Моль

ГеоЭкономика и бизнесИркутск

38666

06.05.2024

Иркутская область: ежегодная борьба со стихией

В Иркутской области ведется активная подготовка к реконструкции инженерных сооружений, защищающих населенные пункты от схода селевых потоков. Эта работа имеет особую значимость в связи с высокой угрозой возникновения чрезвычайной ситуации в южном Прибайкалье.

Анна Моль

ГеоОбществоЭкологияИркутск

35200

02.05.2024

Инсайд. Может ли оренбуржский потоп повториться в Красноярском крае: мнения экспертов

Если сравнивать наиболее пострадавший от паводков Орск и Красноярск, то сходство между ними есть — оба города находятся в нижнем бьефе плотин, то есть ниже от ГЭС по течению.

Кирилл Богданович

ГеоПроисшествияЭкологияКрасноярск

37441

09.04.2024

Защита белошейных журавлей: Монголия и Китай объединяются в борьбе за природу

Китай является одним из главных партнеров Монголии. Отношения стран распространяются не только на экономическую и культурную сферы. Соседи имеют общие интересы и в вопросах экологии. В этом материале Бабр расскажет о монголо-китайском сотрудничестве в области охраны перелетных птиц.

Эрнест Баатырев

ГеоБратья меньшиеОбществоМонголия

13925

22.12.2023

Магия ночного неба: какие тайны скрываются за световыми столбами Иркутска?

Ночью с 30 ноября на 1 декабря 2023 года жители Иркутска были поражены красивым световым явлением, которое возникло над городом. Хотя световые столбы являются довольно распространенным явлением для иркутян, они всегда привлекают внимание и удивление жителей.

Анна Моль

ГеоИркутск

15826

01.12.2023

Зимние неприятности: метели парализуют Монголию

Вслед за Восточной Сибирью зима пришла на большую часть территории Монголии. В этом материале Бабр расскажет об особенностях монгольской смены сезонов и общих чертах отношения к этому явлению россиян и их южных соседей. Суровая монгольская зима – понятие общеизвестное.

Эрнест Баатырев

ГеоОбществоПроисшествияМонголия

13510

07.11.2023

Монгольский эпицентр: об истории землетрясений и отношении к ним

Жители Иркутской области и Бурятии внимательно следят за сейсмической обстановкой на севере и северо-западе Монголии. Весть же о новом землетрясении, произошедшем вчера в аймаке Завхан, дала повод Бабру вспомнить об истории вопроса.

Эрнест Баатырев

ГеоИсторияМонголия

15810

23.08.2023

Лица Сибири

Такаландзе Геннадий

Ермолович Олег

Качушкин Сергей

Верхушина Юлия

Охлопков Николай

Торунов Евгений

Пинтаев Валерий

Волошина Елена

Манаков Александр

Шергин Роман