Лера Крышкина

© Babr24.com

ИсторияМир

12227

21.11.2015, 19:07

Рассказ акушерки из Освенцима

Из тридцати пяти лет работы акушеркой, два года я провела как узница женского концентрационного лагеря Освенцим-Бжезинка, продолжая выполнять свой профессиональный долг.

Среди огромного количества женщин, доставлявшихся туда, было много беременных. Функции акушерки я выполняла там поочередно в трех бараках, которые были построены из досок, со множеством щелей, прогрызенных крысами. Внутри барака с обеих сторон возвышались трехэтажные койки.

На каждой из них должны были поместиться три или четыре женщины — на грязных соломенных матрасах. Было жестко, потому что солома давно стерлась в пыль, и больные женщины лежали почти на голых досках, к тому же не гладких, а с сучками, натиравшими тело и кости.

Посередине, вдоль барака, тянулась печь, построенная из кирпича, с топками по краям. Она была единственным местом для принятия родов, так как другого сооружения для этой цели не было. Топили печь лишь несколько раз в году. Поэтому донимал холод, мучительный, пронизывающий, особенно зимой, когда с крыши свисали длинные сосульки.

О необходимой для роженицы и ребенка воде я должна была заботиться сама, но для того чтобы принести одно ведро воды, надо было потратить не меньше двадцати минут. В этих условиях судьба рожениц была плачевной, а роль акушерки — необычайно трудной: никаких асептических средств, никаких перевязочных материалов. Сначала я была предоставлена сама себе; в случаях осложнений, требующих вмешательства врача-специалиста, например, при отделении плаценты вручную, я должна была действовать сама.

Немецкие лагерные врачи — Роде, Кениг и Менгеле — не могли запятнать своего призвания врача, оказывая помощь представителям другой национальности, поэтому взывать к их помощи я не имела права. Позже я несколько раз пользовалась помощью польской женщины-врача, Ирены Конечной, работавшей в соседнем отделении.

А когда я сама заболела сыпным тифом, большую помощь мне оказала врач Ирена Бялувна, заботливо ухаживавшая за мной и за моими больными. О работе врачей в Освенциме не буду упоминать, так как то, что я наблюдала, превышает мои возможности выразить словами величие призвания врача и героически выполненного долга.

Подвиг врачей и их самоотверженность запечатлелись в сердцах тех, кто никогда уже об этом не сможет рассказать, потому что они приняли мученическую смерть в неволе. Врач в Освенциме боролся за жизнь приговоренных к смерти, отдавая свою собственную жизнь. Он имел в своем распоряжении лишь несколько пачек аспирина и огромное сердце.

Там врач работал не ради славы, чести или удовлетворения профессиональных амбиций. Для него существовал только долг врача — спасать жизнь в любой ситуации. Количество принятых мной родов превышало 3000. Несмотря на невыносимую грязь, червей, крыс, инфекционные болезни, отсутствие воды и другие ужасы, которые невозможно передать, там происходило что-то необыкновенное.

Однажды эсэсовский врач приказал мне составить отчет о заражениях в процессе родов и смертельных исходах среди матерей и новорожденных детей. Я ответила, что не имела ни одного смертельного исхода ни среди матерей, ни среди детей. Врач посмотрел на меня с недоверием. Сказал, что даже усовершенствованные клиники немецких университетов не могут похвастаться таким успехом.

В его глазах я прочитала гнев и зависть. Возможно, до предела истощенные организмы были слишком бесполезной пищей для бактерий. Женщина, готовящаяся к родам, вынуждена была долгое время отказывать себе в пайке хлеба, за который могла достать себе простыню. Эту простыню она разрывала на лоскуты, которые могли служить пеленками для малыша.

Стирка пеленок вызывала много трудностей, особенно из-за строгого запрета покидать барак, а также невозможности свободно делать что-либо внутри него. Выстиранные пеленки роженицы сушили на собственном теле. До мая 1943 года все дети, родившиеся в освенцимском лагере, зверским способом умерщвлялись: их топили в бочонке.

Это делали медсестры Клара и Пфани. Первая была акушеркой по профессии и попала в лагерь за детоубийство. Поэтому она была лишена права работать по специальности. Ей было поручено делать то, для чего она была более пригодна. Также ей была доверена руководящая должность старосты барака. Для помощи к ней была приставлена немецкая уличная девка Пфани.

После каждых родов из комнаты этих женщин до рожениц доносилось громкое бульканье и плеск воды. Вскоре после этого роженица могла увидеть тело своего ребенка, выброшенное из барака и разрываемое крысами. В мае 1943 года положение некоторых детей изменилось. Голубоглазых и светловолосых детей отнимали у матерей и отправляли в Германию с целью денационализации.

Пронзительный плач матерей провожал увозимых малышей. Пока ребенок оставался с матерью, само материнство было лучом надежды. Разлука была страшной. Еврейских детей продолжали топить с беспощадной жестокостью. Не было речи о том, чтобы спрятать еврейского ребенка или скрыть его среди нееврейских детей. Клара и Пфани попеременно внимательно следили за еврейскими женщинами во время родов.

Рожденного ребенка татуировали номером матери, топили в бочонке и выбрасывали из барака. Судьба остальных детей была еще хуже: они умирали медленной голодной смертью. Их кожа становилась тонкой, словно пергаментной, сквозь нее просвечивали сухожилия, кровеносные сосуды и кости. Дольше всех держались за жизнь советские дети; из Советского Союза было около 50% узниц.

Среди многих пережитых там трагедий особенно живо запомнилась мне история женщины из Вильно, отправленной в Освенцим за помощь партизанам. Сразу после того, как она родила ребенка, кто-то из охраны выкрикнул ее номер (заключенных в лагере вызывали по номерам). Я пошла, чтобы объяснить ее ситуацию, но это не помогало, а только вызвало гнев. Я поняла, что ее вызывают в крематорий.

Она завернула ребенка в грязную бумагу и прижала к груди... Ее губы беззвучно шевелились — видимо, она хотела спеть малышу песенку, как это иногда делали матери, напевая своим младенцам колыбельные, чтобы утешить их в мучительный холод и голод и смягчить их горькую долю. Но у этой женщины не было сил... она не могла издать ни звука — только большие слезы текли из-под век, стекали по ее необыкновенно бледным щекам, падая на головку маленького приговоренного.

Что было более трагичным, трудно сказать — переживание смерти младенца, гибнущего на глазах матери, или смерть матери, в сознании которой остается ее живой ребенок, брошенный на произвол судьбы. Среди этих кошмарных воспоминаний в моем сознании мелькает одна мысль, один лейтмотив. Все дети родились живыми. Их целью была жизнь! Пережило лагерь едва ли тридцать из них.

Несколько сотен детей было вывезено в Германию для денационализации, свыше 1500 были утоплены Кларой и Пфани, более 1000 детей умерло от голода и холода (эти приблизительные данные не включают период до конца апреля 1943 года). У меня до сих пор не было возможности передать Службе Здоровья свой акушерский рапорт из Освенцима.

Передаю его сейчас во имя тех, которые не могут ничего сказать миру о зле, причиненном им, во имя матери и ребенка. Если в моем Отечестве, несмотря на печальный опыт войны, могут возникнуть тенденции, направленные против жизни, то - я надеюсь на голос всех акушеров, всех настоящих матерей и отцов, всех порядочных граждан в защиту жизни и прав ребенка. В концентрационном лагере все дети — вопреки ожиданиям — рождались живыми, красивыми, пухленькими.

Природа, противостоящая ненависти, сражалась за свои права упорно, находя неведомые жизненные резервы. Природа является учителем акушера. Он вместе с природой борется за жизнь и вместе с ней провозглашает прекраснейшую вещь на свете — улыбку ребенка.

Станислава Лещинска - польская акушерка, узница Освенцима.

На фото: памятник Станиславе Лещинске в Церкви Святой Анны около Варшавы.

Источник: IQ - интеллектуальный журнал

Лера Крышкина

© Babr24.com

ИсторияМир

12227

21.11.2015, 19:07

URL: https://babr24.news/?ADE=140569

Bytes: 8025 / 7848

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Лера Крышкина, журналист.

На сайте опубликовано 2258 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "История"

Инсайд. Бурят-монгольский фактор – главный аргумент в историческом споре между Россией и Китаем. Часть 3

Бурят-монгольский фактор в новейшей истории эпохи перемен Но у РФ есть более весомые аргументы. И здесь выходит на поверхность бурят-монгольский фактор.

Фокс Смит

ИсторияМонголия Бурятия

1444

15.08.2025

От декабристов до туристов: итоги викторины Бабра

Старейший курорт на Байкале, основанный в 1810 году, ранее назывался Туркинскими водами. История этого места отдыха началась в 1775 году, когда по распоряжению иркутского губернатора на источнике была построена первая купальня. Телеграм-канал «Бурятия. Бабр.

Есения Линней

ИсторияЗдоровьеОбществоБурятия Байкал

1029

15.08.2025

14 августа — Первый Спас

С 14 августа (1 августа по старому стилю) в православной традиции связано сразу три больших праздника, потому и день этот в народе имел множество названий: Первый (Малый) Спас, Мокрый Спас (Спас-на-воде), Медовый Спас, Лакомка, Пчелиный праздник, Спас-маковей, Маккавеи (Маковеев день), Маковый ...

Эля Берковская

ИсторияКультураРелигияМир

2512

14.08.2025

Кирпичного уродца не снесут? Сардаров продолжает бороться за дом на Октябрьской

Глава томского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Мария Бокова поделилась плохой новостью – собственник дома на улице Октябрьской, 56 будет оспаривать решение Октябрьского районного суда о сносе. Так определил Томский областной суд.

Андрей Игнатьев

ИсторияКультураТомск

4568

13.08.2025

Первый трамвай Красноярска. Итоги викторины Бабра

В прошлые выходные Бабр в своём телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) провёл викторину. Результаты получились неоднозначными. Оказалось, что не многие знают, когда в Красноярске запустили первый трамвай.

Анна Роменская

ИсторияОбществоТранспортКрасноярск

1564

08.08.2025

2 августа — Ильин день

Православные христиане отмечают 2 августа (20 июля по старому стилю) день памяти пророка Илии. Для христиан Илия Пророк — один из самых почитаемых святых, наряду с Николаем Чудотворцем. Согласно ветхозаветному преданию, святой Илия родился за 900 лет до Рождества Христова. Имя его (евр.

Эля Берковская

ИсторияРелигияМир

2547

02.08.2025

Дом офицеров: очередное восстановление на фоне разрушающихся памятников

Губернатор Томской области Владимир Мазур объявил о том, что проектно-сметная документация на капремонт Дома офицеров благополучно прошла государственную историко-культурную экспертизу. И что, что этот объект регулярно ремонтируется? Других памятников, по мнению главы региона, нет.

Андрей Игнатьев

ИсторияКультураТомск

11994

23.07.2025

Государство против бродячих лам: как в СССР на самом деле легализовали буддизм

Российский государственный архив социально-политической истории предоставил доступ к документу, который меняет представления о религиозной политике послевоенного СССР. Служебная записка от 10 октября 1945 года объясняет механизмы, при помощи которых советская власть взяла под контроль буддизм.

Виктор Кулагин

ИсторияРелигияПолитикаБурятия Россия

17075

15.07.2025

Телеграм Новосибирска за неделю: Локоть против «Спаса», кандидат Терешкова и древнее захоронение

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в новосибирском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 30 июня по 6 июля 2025 года включительно. Локоть против «Спаса» Экс-мэр Новосибирска, коммунист Анатолий Локоть призвал признать телеканал «Спас» иноагентом из фильма «Мумия».

Андрей Игнатьев

ИсторияПолитикаСобытияНовосибирск

17370

08.07.2025

Аграфена да Иван — Купальские дни

6-7 июля у восточных славян отмечают главный летний праздник — «макушку лета», Купалу. В древности этот праздник, длившийся несколько дней, приходился на пору летнего солнцестояния.

Эля Берковская

ИсторияКультураРелигияМир

5094

06.07.2025

Людям нужна аутентичность. Интервью Антона Рубшева Бабру

Журналист Бабра взял интервью у директора Новосибирского государственного краеведческого музея Антона Рубшева.

Лев Блиссов

ИсторияКультураНовосибирск

36785

28.06.2025

Красноярский Биг-Бен: итоги викторины Бабра

Башня с часами, расположенная на улице Вейнбаума, является одной из наиболее необычных достопримечательностей Красноярска. Часы были созданы по инициативе экс-мэра Петра Пимашкова и архитектора Арэга Демирханова. А свой отсчёт времени они начали 8 сентября 2001 года.

Анна Роменская

ИсторияОбществоКрасноярск

8152

28.06.2025

Лица Сибири

Иванов Игорь

Кокоуров Игорь

Менг Александр

Оланов Андрей

Цыганова Маргарита

Ляхов Андрей

Силивончик Александр

Чекотова Нина

Будуев Николай

Иванова Марина