Дальний Восток как вызов

Самый проблемный регион России между «поворотом на Восток» и внутриполитическим кризисом.

Город Владивосток

Нынешний интерес федерального центра к российскому Дальнему Востоку связан прежде всего с так называемым поворотом на Восток и резким ухудшением отношений со странами Запада. При этом слабо учитываются риски и опасности этого «поворота», а также проблемы, уже существующие на Востоке России.

Безальтернативная ориентация на Китай лишает Россию возможности внешнеполитического маневра в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Восточная Азия — это не один Китай. Это и Япония, и Южная Корея, и Тайвань, и страны Юго-Восточной Азии. В то же время практически вся инфраструктура Дальневосточного региона строится сейчас в расчете на Китай. В результате Россия упускает возможность гибко реагировать на конънктуру азиатских сырьевых рынков.

Россия превратится в сырьевой придаток Китая, который будет проводить по отношению к ней ту же неоколониальную политику, которую Пекин уже практикует применительно к странам Африки. Окупаемость газопровода «Сила Сибири» подвергается большим сомнениям. Предложенная «Газпромом» формула индексации цены российских поставок газа по цене нефти ударила по ее инициаторам, когда нефтяные цены упали — и упали надолго. Существующие цены не позволяют проекту окупиться и через 30 лет. Однако строительство безнадежно нерентабельного газопровода все-таки начали.

В случае масштабного экономического кризиса в Китае (возможность которого многие специалисты оценивают как весьма высокую) наиболее пострадает Дальний Восток. В первом полугодии 2015 года российско-китайский товарооборот уже упал на одну треть. В результате этого падения Россия впервые за последние пять лет выбыла из числа 15 основных внешнеэкономических партнеров Китая. Традиционно важная роль в формировании объемов внешней торговли востока России принадлежала странам Восточной Азии и прежде всего Китаю, Японии и Южной Корее. На долю этих стран в 2014 году приходилось около 78% внешнеторгового оборота наших дальневосточных регионов. При этом доли этих стран во внешней торговле востока России практически равны: на Китай приходится 27%, на Японию и Южную Корею — по 25%.

В приграничной с Россией зоне китайской провинции Хэйлунцзян созданы экспортно-импортные перерабатывающие районы. Они ориентированы, с одной стороны, на промышленную переработку природных ресурсов российского Дальнего Востока, с другой — на производство продукции для российского рынка. Это резко снижает заинтересованность китайской стороны создавать перерабатывающие производства в приграничных российских регионах, так как в этом случае они будут выступать конкурентами уже функционирующих китайских предприятий.

Теперь посмотрим на внутриполитические риски. Вместо создания федерации постсоветская Россия вновь воспроизвела квазиколониальную систему управления, в основе которой лежит экономический интерес правящей группы. Жители Дальнего Востока наиболее остро чувствуют колониальное положение своего региона. Многие дальневосточники недоумевают относительно различных и крайне спорных инициатив по «развитию Дальнего Востока». К их числу относится предложение о бесплатном выделении 1 гектара земли каждому жителю Дальнего Востока, а также переселенцам. Основная цель этой инициативы — привлечение дополнительных трудовых ресурсов. Правда, она не выдерживает проверки данными статистики. Так, на Дальнем Востоке сохраняется уровень безработицы выше среднероссийского. Это говорит о том, что проблема не в дефиците трудовых ресурсов, а в отсутствии привлекательных высокооплачиваемых рабочих мест.

В регионе низкий уровень доходов, самые высокие в стране тарифы на ЖКХ, электроэнергию, высокие цены на жилье, делающие его недоступным для молодых семей. Наконец, сверхвысокие транспортные тарифы, которые экономически оторвали Дальний Восток от центра страны. Для решения этих проблем бесплатного выделения 1 гектара земли явно недостаточно.

Провальная региональная политика сказывается в том, что разрыв в уровне жизни дальневосточников и жителей центра России продолжает увеличиваться. Крайне негативно будут воспринимать дальневосточники и тот факт, что их сегодняшний уровень доходов ниже, чем в Китае, не говоря уже о Японии и Южной Корее. Средняя зарплата в Китае составляла около 775 долларов США. В то же время среднемесячная зарплата в Амурской области в пересчете по текущему курсу составляет около $450. Таким образом, зарплата жителей приграничной российской области в 1,7 раза ниже, чем в Китае.

Односторонняя ориентация на Китай не позволяет провести модернизацию экономики региона, реализовать существующие инвестиционные проекты и ведет к чрезмерной зависимости от китайского рынка. Для Дальневосточного региона, как и для других регионов России, необходим скорейший переход к реальному, а не декларативному федерализму.

Юрий Москаленко,
экономист (Благовещенск)

URL: https://babr24.news/?ADE=139447

Bytes: 5030 / 4886

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
newsbabr@gmail.com

Автор текста: Алиса Канарис, обозреватель.

На сайте опубликовано 424 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Экономика"

Красноярское метро: диагноз — тупик

Даже непосвящённому человеку понятно: широко распиаренное красноярское метро, ставшее когда-то одной из двух предвыборных «фишкек» Михаила Котюкова (второй был мемориальный комплекс Виктора Астафьева в Овсянке, к которому сейчас не могут проехать экскурсионные автобусы из-за неубранного снега) ...

Вера Назарова

ЭкономикаРасследованияКрасноярск

222

20.02.2026

Томский налог на разруху: туристы заплатят за разбитые дороги и мусор

Власти Томской области всё-таки дожали мэрию областного центра и заставили чиновников подготовить почву для введения туристического налога.

Октябрина Тихонова

ЭкономикаБлагоустройствоТуризмТомск

374

20.02.2026

ГЭС «Эгийн-Гол»: на чьей стороне окажется наука?

Проект строительства ГЭС «Эгийн-Гол» снова выходит в активную фазу, но уже в формате научной проверки. В феврале 2026 года российские и монгольские учёные договорились о проведении экспедиций на Селенгу, чтобы оценить экологические риски для Байкала.

Есения Линней

ЭкономикаЭкологияНаука и технологииМонголия Россия Байкал

2738

19.02.2026

Томский АНПЗ: разбор на металлолом в сибирские морозы

Пока томские власти делают вид, что промышленность региона находится в надёжных руках, Александровский нефтеперерабатывающий завод (ОГРН 1037000332049) готовят превратить в груду холодного металлолома.

Октябрина Тихонова

ЭкономикаКорпорацииЭкологияТомск

2497

19.02.2026

Мэрия кинула пассажиров! «Мы не хотим монополии, поэтому мёрзните»

Жители мёрзнут на остановках и не могут вовремя добраться до работы, а власти Новосибирска тем временем сообщают, что не хотят монополизировать рынок общественного транспорта. В действительности же у мэрии просто нет денег на реализацию подобной задумки.

Адриан Орлов

ЭкономикаПолитикаНовосибирск

2100

19.02.2026

Добыча урана в Бурятии: как «Росатом» выкачивает миллиарды из нищего региона

Бурятия официально закрепила за собой статус главного уранового цеха страны. «Росатом» в конце 2025-го и начале 2026 года заявлял об открытии новых месторождений в республике, использовании роботов-бурильщиков и о планах на десятилетия вперёд.

Виктор Кулагин

ЭкономикаРасследованияБурятия

3927

19.02.2026

«Тумуреева, к доске»: кто следующим ответит за тункинскую свалку?

Крупнейшая свалка в Тункинском нацпарке за несколько лет успела вырасти до десятков тысяч «квадратов», горела и переезжала с места на место, став поводом для многомиллионных отмываний. Генподрядчики по делу о её ликвидации уже признали вину, экс-руководство нацпарка находится под стражей.

Есения Линней

ЭкономикаЭкологияРасследованияБурятия Россия

7241

18.02.2026

Усолье вечного освоения: долги, суды и бесконечная реконструкция будущего

История Усолье-Сибирского химико-фармацевтического завода давно перестала быть просто промышленной хроникой одного предприятия.

Анна Моль

ЭкономикаЭкологияНаука и технологииИркутск

7248

17.02.2026

СЦКК пошёл ва-банк против Бурятии, требуя 330 миллионов

СЦКК из промышленного гиганта внезапно превратился в участника жёсткого финансового торга с властями. После спора с чиновниками предприятие требует у Бурятии несколько сотен миллионов рублей.

Есения Линней

ЭкономикаРасследованияЭкологияБурятия

14115

14.02.2026

«Сегежа» продолжает раскрашивать свои многоэтажные теремки

Компания «Сегежа групп» спит и видит, как бы привлечь казенные рубли для сбыта древесины, которую активно рубит в Сибири. Применяет все возможные лоббистские возможности. Ведь главная перспектива для широкой реализации CLT-изделий компании – бюджетное финансирование.

Георгий Булычев

ЭкономикаОбществоПолитикаИркутск Бурятия Красноярск

15009

13.02.2026

Нам пишут. Вопросы к градостроительной политике: что происходит с архитектурой Улан-Удэ?

В последние годы деятельность Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города Улан‑Удэ всё чаще становится предметом общественной критики. Речь идет как о согласовании архитектурных концепций жилых комплексов, так и о решениях в сфере благоустройства.

Есения Линней

ЭкономикаБлагоустройствоНедвижимостьБурятия

2247

13.02.2026

Золото партии и ржавчина труб, или Почему Бодайбо платит за богатство страны дважды

Для Бодайбо третий месяц зимы 2025/2026 годов стал трагическим: коммунальная авария, разразившаяся в начале февраля, прогремела не просто на весь регион, а на всю страну.

Евгений Павловский

ЭкономикаПолитикаСкандалыИркутск

14259

13.02.2026

Лица Сибири

Пономарёв Алексей

Колотовкина Светлана

Сорокина Юлия

Серышев Михаил

Аксаментов Геннадий

Матвийчук Виталий

Дронова Ксения

Худайнатов Эдуард

Вавилов Алексей

Маркидонова Екатерина